Многие жители Среднего Урала до сих пор находятся в плену стереотипов, сложившихся вокруг работы «Почты России». Как почтовики их разрушают? Об этом мы беседуем с директором УФПС Свердловской области и макрорегиона Урал Дмитрием Киселёвым.
Точно в срок
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Дмитрий Николаевич, сегодня, когда мы имеем изобилие всевозможных средств связи, пишут ли люди друг другу старые добрые письма?
Дмитрий Киселёв: Ещё как пишут! В последнее время сложилась интересная тенденция: среди чиновников, предпринимателей, бизнесменов стало модным и престижным подписывать открытки от руки. Я сам получал такие открытки и, признаюсь, испытал невероятное, забытое чувство. Это очень трогательно. У нас у почтовиков есть традиция – к праздникам (Новому году, Дню почтового работника и так далее) отправлять друг другу поздравительные открытки.
Более того, сегодня в мире возникло такое явление, как посткроссинг – люди отправляют открытки с видами своего города, например, по всему миру. И получают ответные открытки. Это движение нарастает как ком. Мы в этом году проводили выставку посткроссеров – очень интересно получилось.
Уверен, что развитию этого движения в нашей стране во многом способствует улучшение качества доставки со стороны «Почты России». Оно сегодня действительно хорошее.
– А что такое «хорошее качество доставки»?
– Для нас существуют установленные сроки доставки корреспонденции – посылок, писем. Нас этом отношении контролирует Роскомнадзор, специалисты которого попросту отправляют письма коллегам в регионы и отслеживают таким образом сроки доставки. Мы в эти сроки укладываемся. Определенно могу сказать, что ситуация за последний год на «Почте России» значительно изменилась в лучшую сторону. Ну, например, сроки доставки письменной корреспонденции внутри области составляют два дня плюс день на опускание письма в ящик. Как вы думаете, какая доля корреспонденции из ста процентов укладывается в эти сроки?
– Затрудняюсь даже предположить…
– Я этот вопрос всем задаю. Обычно люди отвечают – процентов 40-50. На самом деле государственный стандарт – 90%, мы же выполняем 93-95%.
– За счёт чего?
Я ещё часто задаю людям вопрос: «Как вы думаете, какое количество корреспонденции теряется на почте?». Обычно говорили – 3-5%, в последнее время – 1-2%. На самом деле теряется одна-две единицы корреспонденции на сто тысяч. О чём это говорит? Почта-то улучшила свою работу, а люди до сих пор находятся в плену негативных стереотипов. Мы с этим боремся и будем бороться.
«Почта России» не уповает исключительно на Роскомнадзор, мы и сами проводим внутреннюю оценку своей работы. Так, например, «Почта России» с прошлого года активно использует такой метод, как «таинственный клиент». В этом году с помощью этой технологии будет проверено более половины всех отделений «Почты России». Это 21 тысяча отделений! Могу сказать, что результаты этих проверок свидетельствуют – от квартала к кварталу мы примерно на 3% улучшаем свою работу.
Мы понимаем, что негативный имидж почты ещё какое-то время будет сохраняться, но факты говорят о том, что многое в работе почты меняется, и меняется очень быстро.
Утоление голода
– Дмитрий Николаевич, как вы решаете вопросы доставки в нашей области, которая отличается территориальной растянутостью?
– Мы имеем на вооружении солидный парк техники – более 400 машин. В этом году мы его обновили, получив 48 новых «уазиков» и 8 КамАЗов с логотипами «Почты России». Кроме того, у нас выстроена чёткая логистика – это очень непростая задача, движение автомобиля рассчитывается буквально по минутам.
Самый протяжённый маршрут нашего автотранспорта – Екатеринбург – Ивдель. Туда-сюда съездить почти 1 200 километров. Представляете, какая нагрузка и на транспорт и на наших сотрудников! У нас есть места, куда мы доставляем почту по узкоколейке. И не только почту, но и пенсии, а порой и продукты питания. Скажем, в Гаринском районе есть деревня Шантальская, в которой живёт всего 15 человек. У них ничего нет, даже магазина. Катер туда ходит два раза в неделю. Наши сотрудники в эту деревню выезжают, ночуют там, на следующий день обратно. Это наша социальная нагрузка. Около 40% наших сельских отделений убыточны, но почта их не закрывает и не собирается закрывать. Хотя в этом году нам, как и многим предприятиям, живётся непросто – считаем каждый рубль.
– Удалось ли утолить кадровый голод, который почта испытывала ещё несколько лет назад?
– Практически да. Не буду скрывать, в этом нам помог кризис. Люди, которые, может быть, и не думали раньше трудиться на почте, потеряв работу, пришли в нашу отрасль. Более того, в отделения пришли работать парни – это здорово. У нас же 85% – доля женского персонала. И то, что на почте появились мужчины, нам на руку. Мужчины и женщины по-разному обслуживают людей, они друг у друга постоянно чему-то учатся. Кроме того, у нас много отделений, где работают только женщины, а труд-то физически тяжёлый. Посылки бывают и по 20 килограмм, их нужно переносить.
Прибыль плюс сервис
– Коснулось ли вас такое явление, как модернизация?
– Ещё как! Сегодня на почте реализуется около пяти эффективных проектов. Один из них – адресное хранение отправлений. То есть каждое отправление имеет штрихкод, его имеет и каждая полочка в кладовых отделений. Когда в отделение приходит человек с извещением, оператор просто считывает штрихкод и в течение 10 секунд находит, например, посылку. Соответственно, очереди значительно сокращаются. В Екатеринбурге сканерами обеспечены уже почти все отделения.
Мы ввели СМС-информирование. Опять же в Екатеринбурге практически обо всех отправлениях, на которых указан номер сотового телефона, люди получают информацию в виде СМС. В прошлом году появилось бесплатное мобильное приложение для смартфонов. При отправлении посылки или оформлении заказа в интернет-магазине им присваивается трекер. По нему человек в своём смартфоне видит, где сегодня находится его отправление: вчера в Китае, сегодня в Москве, а потом – ага – в отделение пришло. С этим трекером человек может даже не дожидаться извещения, а прийти в отделение, показать его на экране смартфона – его считают и вынесут посылку.
Появилась у нас и услуга доставки почтовых отправлений до квартиры – уральцы ей активно пользуются. Мы делаем отдельные залы, которые работают только на приём и выдачу посылок, вводим финансовые окна – всё это в конечном итоге делает работу почты эффективней и удобней для клиентов.
– Ищите ли вы новые пути для того, чтобы соответствовать претензиям, требованиям современности?
– Конечно. У почты сейчас, например, есть собственный интернет-магазин. Никто не обладает такой сетью логистики, такой мощью, как почта. Мы работаем в компании с другими магазинами – осуществляем услуги по доставке их продукции. Словом, мы начинаем, я бы сказал, агрессивно заниматься тем, чем почта и должна заниматься. Если раньше почта плыла по течению и теряла многие услуги, теряла свои позиции, сегодня мы начинаем отыгрывать всё назад. Я в день подписываю 20-30 договоров с юридическими лицами. Это говорит о том, что они стали видеть в почте надёжного контрагента, партнёра. Мы боремся за свое место на рынке и за коммерческую успешность. То есть мы сегодня «заточены» на то, чтобы быть прибыльными и улучшать сервис – вещи определённо взаимосвязанные.
Особенные люди
– Дмитрий Николаевич, в советские времена наши почтовые ящики были забиты периодикой. Сегодня такое редко увидишь. «Почта России» тем не менее регулярно проводит всевозможные акции для подписчиков. Это способ поддержать в людях интерес к периодическим изданиям?
– Тайны тут никакой нет, люди стали меньше читать печатную прессу. Это объективная реальность. Но! Печатная пресса никуда не денется, она будет существовать всегда. Конечно, те издания, которые не шли в ногу со временем, возможно, уйдут с рынка, но самые сильные останутся. Безусловно! Простой пример. Я сам хожу с двумя телефонами, имею другие гаджеты, но всё равно всегда, например, в аэропорту покупаю пару журналов. Когда я езжу по нашим отделениям, вижу, что периодическая печать людьми покупается. Хотя почтальоны, конечно, сегодня на дом носят гораздо меньше прессы. Это факт.
– Сумки стали легче?
– Нет-нет, вес сумки не уменьшился – её содержимое перераспределилось. Кстати, вы знаете, что почтальон проходит в день километров 12, а иные и 17-20? И работает шесть дней в неделю! Вы не представляете, какие это люди! В основном это старшее поколение, но они очень энергичны. Когда я застаю их в отделениях утром, они не прекращают свою работу. Понятно, почтальону нужно быстро всё делать, а тут какой-то начальник приехал, отвлекает. У них крепкое рукопожатие, они никогда ни тушуются при встрече с руководством, всегда задают прямые вопросы в лоб и сами отвечают честно, без лукавства на мои вопросы. Я очень люблю встречаться и беседовать с почтальонами.
– «Почта России», в том числе в нашем регионе, проводит очень много всевозможных конкурсов, социальных акций. Вам лично какой больше нравится?
– Все нравятся! Смотрите, к 70-летию Победы почта по всей стране устроила конкурсов рисунков, которые будут выпущены на конвертах. Нам присылали рисунки и дети, и взрослые, включая осуждённых в исправительных колониях. Только в наш филиал поступило сотни рисунков. Мы отобрали, отослали лучшие в Москву. И что вы думаете? Из трёх номинаций на всю страну одну выиграла наша область. Более того, ради нашей шестилетней девочки из Нижнего Тагила учредили ещё одну, дополнительную номинацию.
– То есть вы взяли на себя ещё и воспитательную функцию?
– Мы, конечно, не воспитатели. Но нам очень хотелось освежить память людей и привлечь внимание молодёжи к тому факту, что почта – это неотъемлемая (одна из важнейших!) функций государства. Без почты нет ни одного государства в мире. И сегодня почта крепко стоит на ногах.
– Дмитрий Николаевич, а как вы относитесь к шуткам в адрес «Почты России»?
– Нормально. Мы все их знаем и все вместе над ними смеёмся.