Байкер и блогер Александр Павлов ездит по дорогам Екатеринбурга на советском мотоцикле, который он восстановил собственноручно. Уже много лет мастер ремонтирует такие модели, потому что уверен, что они лучше зарубежных. Подробнее - в материале ural.aif.ru.
Как возрождался «Урал»
Дарья Попович, «АиФ-Урал»: – Александр, как началось ваше увлечение мотоциклами?
Александр Павлов: – Мне всегда нравилось приводить технику в красивый вид. Например, будучи студентом, я красил автомобили на заказ. После института устроился работать менеджером по продажам и сразу заскучал от офисной рутины: уж очень хотелось что-то делать руками. Потом, к слову, с лёгкой руки моей жены Александры, меня так и прозвали – Саня Чётодел.
Мы с женой долго жили в садовом домике в частном секторе. У нас был пристрой с верандой, где я оборудовал себе мастерскую. Хотелось купить какую-то технику, чтобы с ней возиться ради удовольствия. Автомобиль у меня бы не поместился, а мотоцикл – в самый раз. Покупать новый японский смысла не было: ему и ремонт потребовался бы не скоро. Нужен был старенький, времён молодости моего дедушки. А какой самый крутой советский мотоцикл? Правильно, «Урал»! Его я и купил, а затем начал разбирать.
Чтобы моё увлечение не заглохло, завёл блог, ведь если всем рассказать, чем ты занимаешься, то будет уже неловко отступиться. И чтобы мотивировать себя ещё больше, решил: осенью начинаю приводить мотоцикл в порядок, а летом еду на нём в Крым!
Поначалу я многого не знал и спрашивал советов у подписчиков, но вскоре понял: люди часто высказывают мнение, не разбираясь в теме. Пришлось изучить всё самому. Разбирать свой байк я начал, оглядываясь на других, а собирал его уже по-своему, потому что стал понимать, как это делать. В итоге за год создал некое руководство, как отремонтировать советский мотоцикл в гараже своими руками.

– Что самое сложное в возрождении «Урала»?
– Этот мотоцикл всегда рождается в муках: например, иногда случается протечка, и ты не понимаешь где, а потом оказывается, что бензин вытекает из какой-то детали, которая находится посередине, и, чтобы добраться до неё, надо всё разобрать. Я тщательно подбирал каждую новую деталь, в основном от иномарок, и заменял ими старые. Некоторые приходилось подпиливать, чтобы они подошли по размеру.
– Как ваша жена реагировала на это увлечение?
– Она отнеслась ко всему с пониманием: и к тому, что я ковырялся с втулками и двигателями, и к съёмкам моего канала. Видимо, ей просто было не до меня: она была в положении и не особенно вникала в мои занятия. К тому же, пока я всё это делал, фактически находился дома и в любой момент мог помочь, если нужно.
Наконец, я стал готовиться к поездке, хотя никогда до этого не садился на мотоцикл. А тут я ещё и собрал его впервые в жизни и к тому же не успевал всё закончить к конкретной дате. Дело в том, что мои друзья возвращались с Байкала к себе на родину в Белоруссию – на таком же мотоцикле. Мне хотелось встретить их в Казахстане, проводить до Московской области, а затем отправиться в Крым. Работу заканчивал в спешке. А тут ещё и электропроводку пришлось делать самому, хотя изначально планировалось поручить это профессионалу. Не было понятно до конца, как мотоцикл проявит себя в дороге. Я готовился к тому, что его придётся оставить и добираться до дома на поезде или автостопом.
Жена легко меня отпустила, потому что я давно рвался в путь. Взял с собой кучу вещей, запчастей и – вперёд. Это было то ещё приключение! Каждый день думал: хоть бы доехать!

Не верили, что доеду
– Что больше всего запомнилось в поездке?
– Люди, которые встречались в дороге. Чаще всего это были мои подписчики. Некоторые, узнав, что я еду через их город, выезжали на трассу – забрать меня к себе на ночлег. Изначально многие из них не верили, что я соберу этот мотоцикл, потом – что я на нём куда-то доеду, затем – что он довезёт меня домой. И это можно понять, ведь, по сути, каждый день был испытанием и для меня, и для железного друга.
«Урал» вообще не ездит быстро: на нём можно преодолеть не больше 500 километров за день – если повезёт, но чаще всего ты едешь километров 300. Для сравнения: на машине это будет тысяча и больше километров. К тому же, если не умеешь обслуживать такой мотоцикл, лучше не ездить на нём так далеко, потому что в любой момент что-то может выйти из строя. Зато, сидя на мотоцикле, чувствуешь все запахи, ветер, а в машине ты как в аквариуме.
Для подписчиков, которые меня встречали, я был человеком из интернета, с экрана телефона, и я воплотил какую-то их давнюю мечту, поэтому им хотелось со мной общаться. Меня усаживали за стол, кормили завтраками, обедами, ужинами. Собиралось большое количество людей: все хотели послушать подробности поездки. Гостеприимство было как раз вовремя, ведь ты едешь весь день, часов двенадцать подряд, и безумно устаёшь.
Но часто во время таких посиделок мне предлагали и рюмочку пропустить, а это ставило меня в неловкое положение, ведь отказаться – значит обидеть хозяина, но завтра-то снова в дорогу. Мы засиживались допоздна, а в пять утра – подъём.

Наконец, я нашёл решение – вежливо отказываться от долгих посиделок и ночевать в палатке. Но и тут есть свои нюансы: ты ложишься спать с заходом солнца и встаёшь на рассвете. К шести утра палатка так нагревается, что внутри нечем дышать, и ты поневоле просыпаешься.
По сути, мне даже некогда было любоваться пейзажами во время пути: я ставил себе цель – доехать до места. Я проехал по Крымскому мосту, встретился с родственниками, которые жили в том регионе, и сразу же отправился в обратный путь.
– Планируете ещё раз поехать куда-нибудь на «Урале»?
– Возможно, отправлюсь на Байкал и возьму с собой старшую дочь – она как раз подрастает. Хорошо, что в советских мотоциклах есть коляска, в которой можно возить детей.
Звезда Штатов
– После того, как вы вернулись из Крыма, к вам начали обращаться за помощью, чтобы вы восстановили и другие советские мотоциклы…
– Да, вот это, например, советский ПМЗ-А-750, который ещё называли «Дьяволом». У него на переднем колесе – фигурка чёрта, и это каслинское литьё: она чугунная, хотя с виду кажется лёгкой. Такие фигурки часто украшали отечественные мотоциклы. Сейчас он стоит в моей новой мастерской, куда я перебрался со временем. Дело в том, что соседям надоело слушать звук болгарки и перфоратора, и они настояли, чтобы я нашёл другое место для своих экспериментов. Сейчас я снимаю помещение на территории музея ретроавтомобилей в Малом Истоке.
Когда хожу по залам и вижу, например, американские автомобили, становится немного грустно: они появились после Второй мировой войны, когда в США были платёжеспособные покупатели и хорошие дороги. Ведь их страна не пострадала от войны. У нас же столько людей погибло, и наша автомобильная промышленность развивалась не с такой скоростью.

– Вы говорили, что чаще всего вас просят восстановить старый мотоцикл, потому что у многих он вызывает воспоминания из детства. У вас «Урал» тоже связан с детскими впечатлениями?
– Действительно, многие обращаются ко мне, потому что для них мотоцикл – это память о ком-то из близких. «Урал» делали настолько универсальным, что на нём можно было ездить и на дискотеку, и на рыбалку, и в лес, чтобы, к примеру, нарубить дров и погрузить их в коляску. Кто-то рассказывает, как эта модель стояла в гараже у дедушки. Когда я восстанавливаю их железного друга, его ставят обратно в гараж. И это даже хорошо – вся красота останется, и ничего не сломается на дорогах.
К сожалению, у меня самого нет детских воспоминаний, связанных с мотоциклами. Мой дедушка Альфред Викторович Павлов был лётчиком. Это был человек строгий, с военной выправкой, честью и достоинством. В семье говорили, что у него когда-то был мотоцикл, но никто не помнит, какой именно.
– Вы часто противопоставляете «Уралы» американским «Харлеям». За что вы любите отечественные мотоциклы?
– Наша модель – это что-то уникальное, своё, родное. У нас северная страна, и мотоциклетный сезон длится не так долго. А на такой модели – с коляской – можно ездить круглый год. Кроме того, наш мотоцикл относительно безопасен: на нём невозможно проезжать между рядами – размеры не позволяют.
При этом детали советских мотоциклов оставляют желать лучшего, а жаль! Новый «Урал» стоит слишком дорого для среднего пользователя, и человек предпочтёт купить машину за те же деньги.

Как ни странно, «Урал» популярен в западных странах. Знаете, чем их там чаще всего украшают? Ни за что не угадаете: советской красной звездой! С ней сразу видно – это настоящий советский мотоцикл. Им хвастаются в тех же Штатах и в Германии. Многие знают, что такая модель есть у популярного актёра Брэда Пита.
Хочется, чтобы и у нас такие мотоциклы были в чести, но этого нет. Когда я еду на нём по дороге, прохожие рассматривают мой мотоцикл, как какую-то диковинку. Я к этому уже привык, хотя иногда такое внимание мне кажется излишним. Хорошо, что у нас в стране потихоньку развивается искусство кастома – восстановления мотоциклов. Я присматриваюсь к работам других мастеров, и меня радует то, что они делают, потому что некоторые ребята тоже вдохновляются советскими моделями.
Эпоха моторов. Одним из первых байкеров на Урале был двоюродный брат Ленина
Из коллекции Брэда Питта. Как Ирбит стал столицей мотоциклов России
«Гоним на передовую». Уральцы чинят УАЗы и отправляют их на СВО
После «Дакара». Как чемпион Карякин развивает гоночный спорт