Примерное время чтения: 10 минут
241

У байка есть душа. Уральские мастера готовят мотоциклы к работе на СВО

Николай Трошин рассказывает, что машина для участников спецоперации «родилась из ничего».
Николай Трошин рассказывает, что машина для участников спецоперации «родилась из ничего». / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

В Нижнем Тагиле есть автосервис, где ремонтируют не только машины, но и подержанные мотоциклы. Мастера, которые там работают, отправляют их за линию соприкосновения. Превратить старенький байк в надёжного «боевого товарища» – задача непростая, но ребята с ней справляются. Железные кони всем показывают характер. Подробнее - в материале ural.aif.ru.

Спасли десять жизней

Во дворе одного из автосервисов Нижнего Тагила стоят мотоциклы, готовые к отправке «за ленточку». У некоторых оборудовано место под автоматический гранатомёт. Сотрудники находят старенькие «Уралы» на сайтах подержанных вещей, выкупают и ремонтируют их, а затем передают участникам СВО. На линии соприкосновения такой транспорт жизненно необходим. Об этом не понаслышке знает один из мастеров, который сам не так давно вернулся с передовой.

В начале февраля 2023 года владельцы сервиса решили помогать ребятам, которые находятся в зоне боевых действий. Предприниматели выделили деньги на покупку и ремонт техники и поручили это дело своим сотрудникам. Вскоре к ним стали поступать обращения от участников СВО, чаще всего – через благотворительные организации. Поначалу отправляли небольшое количество мотоциклов – штук пять, а затем стали посылать всё больше и больше. За всё время мастера передали на передовую около 120 единиц мототехники.

«Бойцам нужен подвоз «быка» (боекомплекта из автомата, ручной гранаты, сапёрной лопаты и так далее. – Ред.), снабжение питанием и возможность вывезти раненых, – рассказывает сотрудник автосервиса Николай Трошин. – При этом ребята находятся в таких точках, куда машина попросту не проедет. На мотоцикле можно передвигаться по бездорожью, да и замаскировать его легче».

На таком мотоцикле можно вывозить раненых.
На таком мотоцикле можно вывозить раненых. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Усилить байк, чтобы он стал пригоден для боевых задач, не так-то просто. Нужно поколдовать над ним, чтобы он работал безотказно. Приходится, к примеру, делать переборку двигателя, упрощать электропроводку, «обувать» колёса в пожарный гидрант. Это в значительной степени увеличивает проходимость колёс и защищает их от осколков снаряда. «Мы уже получали обратную связь от ребят, – говорит Николай. – Кое-что учли, многое делаем лучше. Поначалу были сомнения: нужны ли там вообще мотоциклы? Зато сейчас точно знаем – ещё как нужны! Например, этим летом на одном из них вывезли десять раненых – спасли десять жизней!»

Греет сердечко

Посреди авторемонтной мастерской стоит машина, сразу и не скажешь, какой модели, – тоже для подвоза «быка» и вывоза раненых. «Я собирал её с нуля. Точнее, она сама создалась из ничего, – говорит Николай с улыбкой. – Скоро доделаем и будем обкатывать. Чтобы испытать машину в действии, её нужно сначала сломать!»

У мастеров есть свой консультант, который знает, что происходит на линии соприкосновения. Двоюродный брат Николая не так давно вернулся «из-за ленточки». «Там чувствуется боевое братство, – вспоминает участник СВО Павел Рябухин. – Все – друг за друга, никто никого не предаст и не подведёт. Что касается техники, то она всегда нужна, причём мотоцикл надёжнее машины – на нём удобнее разворачиваться на узком пятачке. Если застрянешь, можно встать и повернуть его в одиночку или вытащить из ямы. Правда, от мины всё равно никто не застрахован: работа идёт в быстром темпе, а ты выполняешь задачу, некогда всматриваться, куда едешь. Не удивительно, что многие подрывались. Как-то раз мой сослуживец задел колесом взрывное устройство и погиб – прямо у меня на глазах».

Павел рассказывает, что, получая гуманитарные грузы, чувствовал поддержку людей. Те же сладости, чай, окопные свечи, да ещё и детские письма в какой-то степени помогают выстоять. А маскировочные сети, сделанные волонтёрами, по качеству не уступают фабричным. «Одно дело — взять вещь со склада, и совсем другое – открыть коробку, а в ней записка со словами: «Мы верим и ждём вас», – говорит он. – Сидишь в окопе, и вдруг захочется тебе съесть конфетку. И вот она, у тебя в кармашке – греет сердечко!»

Николай радуется, что мотоциклы из их автосервиса помогают спасать жизни людей.
Николай радуется, что мотоциклы из их автосервиса помогают спасать жизни людей. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Серёга Медведь

По словам Павла, находясь в зоне боевых действий, он научился справляться со многими вещами, в том числе со страхом смерти. «Как-то раз мы спали, а у нас за стенкой был прилёт. Кто-то пошутил: «Вот и поспим сейчас». Но ты настолько ко всему привыкаешь, что со временем начинает не хватать выстрелов. Много дней тишины настораживали нас больше, чем постоянная стрельба и взрывы», – вспоминает он.

Павел признался, что работа с техникой успокаивает, помогает переключиться от тяжёлых мыслей. Это кропотливый труд, но, в конечном счёте, благодарный. «Ты к мотоциклу со всей душой, а он к тебе – наоборот, – смеётся Павел. – Поменяешь в нём вообще всё: в первую очередь двигатель, а он всё равно капризничает! Создаётся впечатление, что у него тоже есть душа. Каждый из них своеобразен, да и ездят они по-разному, хотя и сделаны на однотипных конвейерах. А мы долго докапываемся до причины неисправностей, чтобы байк начал работать нормально».

Николай и Павел дают железным коням имена. К примеру, один они назвали Бегемотиком из-за того, что сначала он был неповоротливым. Другого окрестили Пастырем, потому что дети обклеили его православными наклейками. Самый старый мотоцикл из тех, что удалось найти, был сделан в 50-е годы, а самый молодой – 1996 года выпуска. Некоторые владельцы, узнав, для чего мастера покупают эту технику, отдают её бесплатно. Кто-то и вовсе помогает делом.

Каждый байк ведёт себя так, словно у него есть душа.
Каждый байк ведёт себя так, словно у него есть душа, порой сложно догадаться, как найти к нему подход. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Руководитель секции «Автомото» во дворце детского творчества Нижнего Тагила Алексей Ковин случайно узнал, что в этом автосервисе ремонтируют мотоциклы для СВО. Педагог решил внести в это дело свою лепту и отправил учеников помогать мастерам. К слову, его подопечные учатся ездить на машинах для картинга, участвуют и побеждают в областных гонках. «Так или иначе они разбираются в устройстве мотоцикла, потому что занимаются ещё и мотокроссом, – говорит Алексей Ковин. – Сначала сделали с ними колесо, им понравилось – процесс пошёл. Выйдя на каникулы, мои ребята сразу пришли сюда помогать – на всё лето».


У Алексея есть знакомый, который как раз находится «за ленточкой». Как-то раз военный увидел в социальных сетях, что ребята тоже приложили руку к отправке мотоциклов, и решил их отблагодарить. «Я даже не знал, что этот человек уехал на СВО, – говорит Алексей Ковин. – Звонят как-то мне ночью с незнакомого номера, сбрасываю, думаю – мошенники. На третий раз всё же взял трубку, а он мне: «Это Серёга Медведь. Я на передовой». И тут слышу в трубку, как по рации говорят: «Прицел такой-то». В этот момент понимаю: мой товарищ действительно там, где идут боевые действия! А он и говорит: «До слёз приятно, что вы нам помогаете!» Неделю назад приезжал к нам: привёз детям благодарственное письмо и подарил им своё боевое знамя».

Знакомый Алексея Ковина привёз ребятам благодарственное письмо и знамя с линии соприкосновения.
Знакомый Алексея Ковина привёз ребятам благодарственное письмо и знамя с линии соприкосновения. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

У Алексея Ковина своя позиция: он считает, что каждый должен помогать участникам спецоперации. А ещё педагог всерьёз переживает из-за нехватки рабочих рук на заводах. «Считаю, что профессия электрика и сварщика должна быть почётной и высокооплачиваемой!» – рассуждает учитель. На занятиях он учит детей разбираться в устройстве машин для картинга, делать те же двигатели. Возможно, кто-то настолько заинтересуется этим процессом, что выберет рабочую специальность, когда вырастет. Некоторые так и поступают. К примеру, один молодой человек пошёл учиться в колледж и победил на международном соревновании, которое проводилось среди студентов. На занятия к Алексею приходят в основном мальчики, но есть и девочки, многие из них способные и талантливые. Бывшая воспитанница секции сейчас учится в Уральском институте Государственной противопожарной службы МЧС России. Она прыгает с парашютом и даже совершала восхождение на Эльбрус.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах