По данным ВТБ, с начала 2025 года мошенники увеличили свою активность в адрес молодёжи и подростков: число хищений удвоилось по сравнению с прошлым годом. Злоумышленники активно используют методы социальной инженерии и цифровые технологии, чтобы манипулировать доверием несовершеннолетних и получить доступ к их деньгам или финансам родителей.
В исследовании ко Дню защиты детей банк определил наиболее распространённые мошеннические уловки для обмана несовершеннолетних.
Поддельные онлайн-вакансии. Злоумышленники предлагают молодым людям лёгкий заработок в интернете – от платных опросов до участия в маркетинговых экспериментах и сдачи в аренду аккаунтов в мессенджерах. В качестве условия для начала работы часто требуют внести предоплату или предоставить личные данные, что в итоге приводит к потере денег. Кроме того, жертв вовлекают в дропперскую деятельность, обещая высокий доход за использование его банковской карты или средства связи и убеждая в отсутствии ответственности за подобные действия.
Запугивание через телефонные звонки. Мошенники звонят подросткам, представляясь сотрудниками полиции, службы безопасности или других официальных структур и сообщают о несуществующих чрезвычайных ситуациях. Например, утверждают, что родителям грозит опасность, и требуют срочно перевести деньги. Цель – вызвать страх и заставить жертву действовать импульсивно.
Фейковые новости и слухи в социальных сетях. Мошенники намеренно распространяют ложную информацию в молодёжных сообществах, чтобы вызвать доверие и манипулировать пользователями.
Обман через онлайн-игры и приложения. Злоумышленники создают фальшивые акции, выигрыши или предлагают приобрести игровую валюту. Для получения «приза» или бонусов подростков просят ввести данные банковской карты или перевести деньги. В результате дети теряют собственные средства или доступ к аккаунтам.
Удалённое управление устройствами. Под предлогом «повышения защиты» или помощи мошенники убеждают ребёнка установить программы для удалённого доступа. Это позволяет злоумышленникам получить контроль над смартфоном и банковскими приложениями родителей, что приводит к хищению средств с их счетов.
«Подростки становятся лёгкой добычей для злоумышленников из-за недостаточного опыта и доверчивости. Основная рекомендация родителям – объяснять детям, что нельзя выполнять требования незнакомцев, передавать кому-либо данные банковских карт, свой телефон или аккаунт в мессенджерах и устанавливать подозрительные приложения. Также полезным будет ограничить доступ к финансовым операциям на устройствах детей», — отметил вице-президент банка, начальник управления защиты корпоративных интересов департамента по обеспечению безопасности Дмитрий Ревякин.
Эксперт добавил, что во время летних каникул важно быть особенно внимательными, так как мошенники могут активизироваться в этот период.