Ученик гимназии №155 Екатеринбурга Арсений Горячкин стал победителем международного конкурса исследовательских работ среди студентов и учащихся «Открываю мир». Эксперты присудили его изобретению – охлаждающему контейнеру для инсулина – высшие сто баллов.
Друг в беде не бросит
Не ради защиты проекта и конкурса Арсений Горячкин в прошлом году взялся за разработку переносного термоса для лекарств. Ради ребёнка, страдающего сахарным диабетом. «Маленькому сыну моей подруги требуется регулярное введение инсулина, – рассказывает мама Арсения Юлия Берман. – Мы семьями вместе отдыхали на море, и Арсений обратил на это внимание. Он подробно расспрашивал маму мальчика о заболевании, об инсулине, о правилах хранения препарата. Узнав, что инсулину необходим определённый температурный режим и что его поддержание – проблема, он решил помочь маленькому другу».
В прошлом учебном году тогда ещё четвероклассник Арсений занимался в научно-технической творческой лаборатории – она и стала базой для воплощения идеи в жизнь. Всё основательно продумав, Арсений смоделировал охлаждающий контейнер для инсулина на компьютере, после чего распечатал его детали на 3D-принтере. Вместимость контейнера Горячкина – пять ампул, они вставляются в специальные отверстия, ещё в одно отверстие заливается водно-солевой раствор, который охлаждается в холодильнике. Нужную температуру контейнер держит в течение десяти часов – дольше, чем существующее сегодня приспособления для транспортировки лекарственных препаратов.
Изобретением сегодня уже пользуется ребёнок, для которого оно и было предназначено. Для Арсения это важнее победы его проекта на мировом уровне. В планах мальчика – усовершенствование изобретения: он хочет оснастить его термометром для контроля температурного режима.
Робот-поводырь
Термометр – это так, мелочи. Как и умная розетка, позволяющая управлять электроприборами со смартфона, – ею благополучно пользуются в семье мальчика. Теперь Арсений вынашивает идею посерьезнее: юный изобретатель задумал создать механический аналог собаки-поводыря, чтобы облегчить жизнь незрячим людям. Сегодня он пытается решить проблему, как заставить систему навигации считывать сигналы светофора в режиме реального времени, чтобы передавать их человеку. Ничего себе задачка для 11-летнего ребёнка!
«Мы, конечно, во всём поддерживаем сына, помогаем ему информационно, но понимаем, что ему нужен наставник, – говорит Юлия. – К сожалению, после закрытия научно-технической лаборатории пока не можем найти площадку, где бы Арсений мог комплексно развивать свои способности. Но надеюсь, всё-таки найдём».
Интерес к научно-технической области у мальчика проявился давно. Он ещё в дошкольном возрасте любил собирать конструкторы, электрические цепи. Наверное, гены сыграли свою роль: родители Арсения – инженеры. Юлия вспоминает, что третьим после «мама» и «папа» у малыша было слово «круг».
Арсений увлекается информационными технологиями, любит работать в графических программах. Ну и, как любой ребёнок, не прочь просто поиграть на компьютере. Правда, в разумных пределах. На неразумные у него просто нет времени, ведь ещё столько идей хочется реализовать, столько задач нужно решить. И уроки, понятно, никто не отменял – к ним мальчик тоже относится очень ответственно, в гимназии с её серьезными требованиями он твёрдый ударник.