В историко-этнографическом парке «Земля предков» открылась выставка, посвящённая первооткрывателю уральских дольменов Анатолию Архиповичу Бодрых, чей труд при жизни, увы, так и не был оценён по достоинству.
Они рукотворны!
К сожалению, сегодня редко кто вспоминает имя Анатолия Бодрых – геолога, фронтовика, человека увлекающегося, разностороннего, талантливого и принципиального. А ведь именно благодаря ему мегалитические памятники Среднего Урала, дольмены, что называется, явились людям. Коллектив туристской культурно-исследовательской ассоциации «Команда искателей приключений» решил напомнить землякам об этом выставкой, открывшейся в историко-этнографическом парке «Земля предков».
Фотографии, публикации, картины, зарисовки – всё это рассказывает, с какой тщательностью изучал уральские мегалиты Анатолий Архипович, к какому выводу пришёл и как искренне пытался взбудоражить общественность с тем, чтобы уникальные каменные постройки были исследованы по всем законам жанра.
Анатолий Архипович начал наблюдать за уральскими дольменами – необычными каменными постройками – в 1958 году.
«Он, пытливый наблюдатель, пришёл к выводу, что это рукотворные объекты, – говорит председатель «Команды искателей приключений» Алексей Слепухин. – Более того, наблюдая за дольменами, Бодрых выдвинул гипотезу о том, что это культовые сооружения. В 1973 году он впервые обратился в Институт археологии, надеясь на то, что эти памятники мегалита будут исследованы. В одной из своих статей он писал, что его обращение было проигнорировано. Нам же он рассказывал, что его попросту подняли на смех».
Лишь спустя 30 лет уральские дольмены заинтересовали краеведов, которые скинулись и отправили материал в Новосибирск, где, как предполагалось, должен был быть проведён анализ на углерод. Он мог помочь определиться с возрастом дольменов, но оказалось, что материал был собран неправильно, и деньги краеведов-энтузиастов попросту вылетели в трубу.
Можно сказать, что на этом серьёзные исследования уральских дольменов закончились, по сути, не успев начаться. И сегодня эти уникальные памятники мегалита по-прежнему интересуют только краеведов, у которых руки связаны. Археологи же, во власти которых проведение раскопок и научных детальных исследований, дольменами по непонятным причинам не интересуются. А это означает, что их происхождение и назначение пока остаются на уровне гипотез.
Брал на охоту ружье и мольберт
Анатолий Бодрых был дольменами одержим. По словам родных, он истоптал вокруг Екатеринбурга и Верхней Пышмы все леса. Будучи страстным охотником, исследователь всегда брал с собой не только ружьё, но и мольберт и при случае скрупулёзно зарисовывал новый найденный объект.
«Мы приезжали к деду в гости, он нас усаживал и рассказывал о дольменах, – рассказывает внук Антон Бодрых. – Не отпускал, пока подробно всё не расскажет. Понятно, что вся семья интересовалась этими памятниками, мы неоднократно выезжали с дедом к дольменам. Уже в почтенном возрасте он мог сесть на велосипед и укатить в лес к дольменам, а потом, бывало, звонит нам: «Ноги болят, не могу вернуться, приезжайте, заберите меня». И мы, конечно же, мчались за ним».
Анатолий Архипович мечтал, что когда-нибудь будет создана программа по исследованию этих мегалитических памятников. Он даже предлагал прочесать уральские леса в поисках ещё не обнаруженных дольменов с помощью военнослужащих. Но программа так и не была создана, леса продолжают хранить под слоем дёрна множество уникальных построек.
Последователям первооткрывателя – «Команде искателей приключений» – на сегодняшний день удалось описать 354 дольмена. Наибольшая их концентрация отмечена на границе Пышминского и Невьянского районов. Но в действительности они могут находиться где угодно, просто возможности краеведов по обследованию территорий ограничены.
«Мы, конечно, пришли к определённым выводам, – говорит Алексей Слепухин. – Так, например, нашли подтверждение выводу Бодрых о рукотворности этих объектов, более того, очевидно, что возводившие их люди владели технологией распила и раскола гранита. И да, мы также считаем, что дольмены – это культовые сооружения. Во всяком случае их бытовое предназначение исключено хотя бы потому, что все они строились вдали от источников воды. Кроме того, уральские дольмены при общей схожести имеют различия. Скажем, одни V-образные (широкий вход, узкий выход), а другие – традиционные (П-образные, с параллельными стенками). О чём это говорит? О том, что разные племена, разные народы делали их по-разному».
Но по словам Алексея Слепухина, без детального исследования уральских дольменов два главных вопроса – кто и зачем – так и останутся без ответа. А значит, мы так и не познаем суть наследия предков.