На Урале впервые состоится четвертьфинал второго сезона Всемирной боксерской суперсерии, что говорит только о том, что Екатеринбург всерьез претендует на статус столицы бокса России. Серьезным шагом стало появление Академии единоборств РМК, где одним из активно развивающихся направлений является бокс. Тренер команды RCC Boxing Promotions Николай Попов рассказал URAL.AIF.RU, реально ли воспитать в любом человеке настоящего чемпиона. Это его правила работы и жизни.
Бокс – не гимнастика
Ребятам, ничего не добившимся в любительском спорте, сложнее, чем мастерам. Но все возможно. Нет никаких ограничений, если есть четкая цель. Ты разобьешься вдребезги, но будешь чемпионом. Я говорю это родителям: «Вбивайте ему дома в голову - нужна цель. Если цели нет, то он будет бегать по этажам подъезда».
«Мне нужен результат!»
Мне, как тренеру, тоже нужно, чтобы воспитанник оставил свой след в моей жизни. Чтобы я знал: есть такой Петя Иванов, который пусть не и стал олимпийским чемпионом, но он – мастер спорта, хороший воин и боец. Любому тренеру интересно, когда ему четко ставят задачу.
Бывает и такое – родитель хочет, а ребенок нет. В этом случае работать тяжелее. И не только в боксе. У знакомого сын занимался большим теннисом, родители в него кучу денег вложили. Он стал мастером спорта международного класса, но в один прекрасный момент пришел и сказал: «Делайте, что хотите. Не могу!» И… ушел в другой вид спорта. А отец хотел и Олимпиаду, и «Ролан Гаррос», и прочее.
Если себя жалеешь или родители оберегают ребенка, то все… Его Величество бокс такого не прощает. Уже проверено.
– Надо понимать, что бокс – это искусство. К нему нужно подходить осознанно. Если человек себя отдает не полностью, рано или поздно это скажется. Не только в спорте так. Если ты работаешь на заводе, делаешь деталь, и она ломается, значит где-то не доработал, пожалел себя, сэкономил – решил, что сегодня пробежишь пять, а завтра точно десять километров… Запомни: ты не пробежишь десять, только снова пять, а может и меньше. Но если ты не останавливаешься: бежишь десять и продолжаешь двигаться – жалость к себе постепенно пропадет. Ее нужно убить. Если себя жалеешь или родители оберегают ребенка, то все… Его Величество бокс такого не прощает. Уже проверено.
«Перчатки надел, и чемпион?»
– Приводите детей с 10 лет для занятий боксом. Тот возраст, когда у ребенка может что-то сформироваться. Позанимавшись год, станет понятно, хочет он или его отец заставляет. А до этого возраста пусть занимается общей физической подготовкой (ОФП), в бассейне плавает, в футбол играет: ноги укрепит и пластичность разовьет.
Мы и тренировки сначала начинаем с ОФП (турники, бег, прыжки в длину и высоту). Только потом начинается работа: школа бокса, удары, передвижение, защита. Некоторые приходят и думают, что бокс – это когда перчатки надел и, опа… ты чемпион! Такого не бывает. Поэтому у родителей всегда есть выбор. Сейчас очень много направлений (и ММА, и греко-римская борьба, и дзюдо, и тайский бокс, и кикбоксинг). В этих видах спорта можно быстрее стать чемпионом. В боксе нужно пройти очень большую дорогу – тяжелую и трудную.
Я специально говорю родителям, чтобы отдавали детей в шахматы и… танцы. Если танцы это движение для бокса, то шахматы – стратегия и целеустремленность: надо сидеть два-три часа, не сломаться. И думать! Как в боксе – нужно долго что-то придумывать. Профессионалы узнают о своих противниках за несколько месяцев. За это время нужно разобрать соперника, план составить – как в шахматах.
– Сейчас родители стали внимательнее при выборе тренера, секции. Это понятно. Раньше мы бесплатно занимались, теперь спорт за деньги. Поэтому родители стали требовательнее. У хорошего тренера должно быть и профессиональное образование, и результаты. Но главное – как он общается с детьми, находит ли с ними контакт, тянутся ли к нему дети.
Поздно заниматься профессиональным боксом после 20 лет. Хотя есть и такие примеры. Часто мне в соцсетях пишут: «Мне 27 лет, всю жизнь люблю бокс, занимался, а потом бизнес, туда-сюда… Хочу снова на ринг». Я отвечаю: «Хорошо. Но давай заниматься для себя». Надо смотреть трезво: ты уже сформирован, тебе поздно. Почему и говорят, что нужны дети до 16-18 лет, потому что они впитывают все, как губка. В 27 лет ты таким точно не будешь: и реакция не та, и координация. Да, ты не старик! Но у тебя сердечная мышца не тренирована. И пока ты будешь тренировать внутренние органы и мышцы, тебе стукнет 30 лет. Нагрузки другие!
Да, если ты придешь в 20 лет, и у тебя есть задатки боксера, то впереди еще лет десять. Ты перспективный, у тебя есть целеустремленность, ты сможешь стать чемпионом.
«Тренер как художник»
– Если ты тренер, то должен быть психологом. Дети разные приходят: у кого одна мама, кто-то живет в достатке, а кому-то на еду еле хватает. У меня занимается пять детей, и все они разные. С одним нужно быть жестче, другой слишком ранимый, в кого-то папка вложился, и он уже мужичок и боец. К каждому из них нужен подход. Правильно выбрал – будет результат и у ребенка, и у меня.
Я соглашаюсь тренировать с 6-7 лет. Потому что лучше пусть сюда ходят, чем смотрят, что творится за окном. Пусть кувыркаются, борются, мешок колотят, чем занимаются какой-то ерундой на улице. Поставим, научим.
Тренер – он как художник: рисует свою картину. И если начнет всех по одной клеточке рисовать, то получится одна большая клетка из маленьких квадратиков Малевича. А если одного слепил так, а другого – этак, получится произведение. Задача тренера – дать ребенку такой фундамент, который не рассыпется через 10, 15, а то и 20 лет.
Детей непросто расположить к себе. Но если он тебя полюбит, будь добр, работай с ним до конца. Не огорчай, иначе навредишь ему в будущем. Это большая ответственность: чтобы ребенок не сломался и не перестал доверять взрослым. У некоторых из них получается все и сразу, у других проходит месяц, год… А потом смотришь: бутончик начал раскрываться.
Я всегда стараюсь говорить подопечным, что чемпионом можно не стать, но человеком быть обязательно. Цель есть, ты можешь к ней не прийти в силу каких-то обстоятельств, но всегда должен оставаться человеком. Чтобы мне не было стыдно за воспитание какого-то неудачника.
С профессионалами тоже тяжело работать. Постоянно ругаешься. Они уже взрослые, показывают характер, особенно если чего-то добились. «Я сам могу!» - постоянно слышу в ответ на замечания. Бывает, заведешься, накричишь на него, а он обидится. Вроде бы взрослый уже, а ведет себя, как лялечка. Такая профессия у нас, да! Детей воспитывать. Чемпионов.