Победа екатеринбуржца Сергея Карякина в ралли-марафоне «Дакар» стала главным спортивным событием января. Уральский гонщик впервые в истории отечественного спорта победил в классе квадроциклов. После возвращения в уральскую столицу мы побеседовали с чемпионом.
Вопреки обстоятельствам
Алексей Заякин, «АиФ-Урал»: Сергей, после победы в «Дакаре» вы стали в родном Екатеринбурге чуть ли не национальным героем. Региональный министр спорта дарит в аэропорту цветы, губернатор зовёт к себе в гости на приём. Вам не обидно, что чиновники вспоминают о наших спортсменах только после больших побед?
Сергей Карякин: Видимо, у них много своей работы, раз они хотят встречаться только после нашего триумфа. Мне сложно смотреть с их колокольни и рассуждать, почему так происходит, да и не мне их судить. Конечно, обидно, что государство недостаточно поддерживает своих спортсменов. Когда я об этом рассказываю людям, говорю, что мне обещали финансовую помощь, а потом просто не брали трубку телефона, то у них сразу же формировалась негативная реакция по отношению к чиновникам. А ведь слугам народа нужно-то было всего лишь перейти от слов к делу и помочь. Для меня сейчас главное, что я достиг своей главной победы, и даже не так важно, что она случилась не благодаря, а вопреки многим обстоятельствам.
- На встрече с губернатором Куйвашевым обсуждалась перспектива развития технических видов спорта в нашем регионе. Неужели не за горами то счастливое время, когда родители смогут отдавать своих детей, например, в мотосекцию?
- На такие проекты, особенно сейчас, в непростые времена, в бюджете нет денег. Мы говорили о создании центра технических видов спорта. И что самое главное, чтобы занятия в той же детской мотошколе были доступны для детей. Я надеюсь, что слова не разойдутся с делом, как это порой бывает, и когда-нибудь выпускник такой школы сможет победить в «Дакаре». У нас и сейчас есть неплохие картинг-центры, мототрассы, но наши погодные условия не позволят тренироваться там круглогодично. Появление центра технических видов спорта частично эту проблему смогло бы решить.
- Вообще существует твёрдое убеждение, что автомобильный спорт в нашей стране доступен только детям богатых людей. Согласны?
Письма от мальчишек
- Вы жаловались, что из-за скудности бюджета спали чуть ли не в палатках. Да и ваша команда состояла всего из трёх человек, которым приходилось делать работу за десятерых.
- По сравнению с южноамериканскими гонщиками мы, конечно, были в крайне тяжёлых условиях. Но бюджет одного человека на такую гонку порядка двух миллионов рублей, потому мы не могли набрать много людей в команду. Мы и так не уложились в десять миллионов рублей, о которых шла речь в начале соревнований. Нужна, конечно, более мощная поддержка спонсоров. Обидно, что какая-нибудь мотофедерация Парагвая или Аргентины вовсю пиарится на весь мир на квадроциклах своих гонщиков, а наших спортивных организаций там и близко нет.
- Сегодня идёт давление на наших спортсменов по многим видам. В спорт, к сожалению, всё чаще вмешивается политика. Вас это коснулось?
- В прошлом году организаторы делали всё возможное, чтобы я не победил. Меня не допускали под разными предлогами на старт, в зонах промежуточного контроля устраивали непонятные дополнительные осмотры техники, на спецучастках мне добавляли к результату какие-то минуты. Я, если честно, устал ругаться с организаторами. Может, это была не политика, но предвзятость к своей персоне я точно чувствовал. В этот раз на удивление всё было спокойно. Ко мне даже подходили из штаба организаторов и говорили: «Выигрывай, твоё время пришло».
- Главная спортивная цель жизни достигнута. Где теперь находить мотивацию для новых побед?
- Мне пишут сотни мальчишек, которые мечтают о мотоспорте. Вот это и есть моя новая цель - передать свой опыт им, чтобы у нас в стране росли новые чемпионы.