На Среднем Урале, как и во всей России, всегда самыми тяжкими были две беды. Однако в последние годы вторая беда принимает все более зловещий оттенок. Состояние дорог даже в самых благополучных свердловских городах непрезентабельно, а об уральской глубинке и говорить нечего. Регион, соединяющий Европу и Азию, традиционно входит в десятку самых неблагополучных по бездорожью субъектов РФ. Но вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» были и остаются открытыми.
Километры провалов
- Мне, по специфике работы, приходится много ездить по области, и я очень хорошо знаю, какого качества у нас дороги, - рассказывает наш постоянный читатель Арсений Хлопов. - Так вот: что бы ни утверждали чиновники, большинству уральских автотрасс я бы больше тройки не поставил. За последнюю пару лет я разбил на наших дорогах три автомобиля. Ямы, выбоины, которые приходится преодолевать почти повсеместно… Порой у меня уже складывается ощущение, что я работаю только на запчасти. На них уходит как минимум треть зарплаты. А ведь у меня дети маленькие. Они каждый раз ждут меня из командировок с подарком. А я захожу домой не с куклой для дочки и не с машинкой для сына, а с какой-нибудь запчастью. Да я бы сам с радостью хоть одного чинушу прокатил с ветерком по какой-нибудь сельской дороге. Думаю, он бы сразу после такой поездки побежал в больницу проверять, на месте ли почки и селезенка…
Причем именно уральская глубинка страдает от бездорожья больше всего. Многие участки весной превращаются в такую кашу, что проехать можно только на тягаче, тракторе или танке.
Дыробург
Если еще несколько лет назад столицу Урала постоянно именовали Грязьбургом, то в последнюю пару лет к столице региона прилипло еще одно обидное прозвище - Дыробург. Что не удивительно: каждую весну, как только сходит снег, улицы города волшебным образом покрывается сетью трещин, провалов и выбоин. Откуда они берутся?
Между тем укладка горячих и холодных смесей, согласно СНиП, возможна при температуре не ниже 10 градусов тепла. А заканчивать ее необходимо за 15 дней до начала осенних дождей. А так, снег у нас весной сходит вместе с асфальтом.
- Хочу заверить, что на объектах, финансируемых за счет бюджета, такие работы оплачиваться не будут, - заявил на днях вице-мэр Екатеринбурга Евгений Липович. - Некоторые подрядные организации предъявляют сертификаты битумов, позволяющих работать в дождливую погоду, ссылаются на консерватизм, тормозящий использование новых технологий. Но до тех пор, пока действующие СНиПы не будут предусматривать иную технологию, позиция администрации не изменится.
Почему ремонтируют ближе к зиме?
По версии политолога Сергея Мошкина, задержка с ремонтами асфальта связана с правилами финансирования. Ведь наполнение городской казны напрямую зависит от областного бюджета и вливаний от федералов. Сроки оттягивает и процедура: потратить средства можно только через конкурс, который объявляется за месяц. Вот и получается - пришли деньги в июле, а ремонт начался в конце августа.
Кстати:
Все плановые дорожные ремонты в этом году в Екатеринбурге должны были завершиться до 20 ноября - как и все раскопки, связанные с ремонтом коммунальных сетей. Однако чиновники предупреждают: полностью избежать работ с дорожным покрытием в течение зимнего сезона не удастся. Это связано с экстренными ремонтами инженерных коммуникаций. По правилам место вскрытия должно быть закрыто холодным асфальтом либо железобетонными плитами. Если речь идет о проезжей части - с обязательным восстановлением дорожного покрытия в следующем строительном сезоне. В противном случае нарушители технологии будут привлекаться к ответственности, а объект работ все равно будет подлежать переделке. Горожан, в свою очередь, просят информировать комитет благоустройства (либо районные администрации), если они станут свидетелями укладки горячего асфальта в условиях дождя или снега.
Тагил не рулит
Второй по величине город Свердловской области, Нижний Тагил также прочно удерживает одну из лидирующих позиций в списке городов с отвратительными дорогами. Проехать по городским улицам без последствий для машины практически нереально.
- Я, если честно, не так давно продал свой автомобиль: надоело ежегодно вваливать в его ремонт огромные суммы, подвеска вся трещала по швам, - жалуется местный пенсионер Иван Петрович Соколов. - Такое ощущение, что не я еду на машине, а она на мне. Проще ходить пешком - хоть нервы сберегу.
- Объем работ проделан немаленький, но еще предстоит многое сделать в будущем, - говорит председатель общественного движения «Тагил без ям» Никита Чапурин. - Текущий ремонт у нас, конечно, провели, но Нижнему Тагилу необходим капитальный ремонт дорог. Для его проведения, к сожалению, не создана материально-техническая база. Не хватает дорожной техники, острый дефицит высококлассных специалистов, используются устаревшие технологии. Также в городе мало крупных подрядчиков, кто бы взял на себя столь ответственную миссию и качественно отремонтировал дороги.
Магистраль смерти
Самой ужасной свердловской дорогой сегодня считается Серовский тракт. Количество ДТП здесь в этом году уже перевалило за две сотни, а число погибших стремительно приближается к сотне. Основными причинами трагедий, как обычно, являются превышение скорости, несоблюдение дистанции, выезд на встречную полосу движения и неудовлетворительное качество дорожного полотна. Серовский тракт в народе уже давно прозвали «трассой смерти».
Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, несколько месяцев назад Серовский тракт освятили. Настоятель прихода во имя святого преподобного Серафима Саровского отец Гермоген по просьбе сотрудников ГИБДД отслужил молебен обо всех путешествующих по этому участку, после чего освятил шоссе. Во время окропления трассы святой водой проезжавшие мимо автомобили притормаживали.
Между тем ДТП на Серовском тракте продолжились. Многие автомобилисты признаются, что всему виной колеи, которые на трассе образовались во многих местах. Летом во время дождя колеи заполняются водой, и машины то и дело выбрасывает на встречные полосы. Зимой в тех же самых колеях образуется ледяная корка. Автомобилисты не справляются с управлением и провоцируют тяжкие аварии.
Автобаны для богатых?
Лекарством от некачественных дорог ряд чиновников считает строительство платных автомагистралей. Эта идея муссируется на Среднем Урале уже не первый год. Якобы такие трассы должны привлечь инвесторов, а те, получив удобные, благоустроенные дороги в собственность, смогут со временем вернуть свои деньги сторицей.
Впервые возможность ввода коммерческих автомагистралей рассматривалась у нас в 2000 году - на уровне правительства области. Речь шла о Тюменском, Челябинском трактах и дороге к аэропорту Кольцово. Но когда все подсчитали, стало ясно: прокладывать их просто нерентабельно. Например, для строительства дороги Екатеринбург - Тюмень необходимо затратить более 50 миллиардов рублей. А чтобы она окупилась, по ней в сутки должны проезжать до 25 тысяч автомобилей (что нереально даже сейчас, когда количество машин на Среднем Урале выросло в разы). Если, к примеру, установить тариф в 1-2 рубля за километр, она вернет деньги очень не скоро. Возможно, через десятилетия, ведь львиная доля средств будет уходить на поддержание магистрали.
Между тем в рамках «Иннопрома-2012» этим летом свердловский губернатор подписал соглашение с «Автодором» - о платной «перемычке» между трассами Екатеринбург - Пермь и Екатеринбург - Челябинск. Также предполагается реконструировать отрезок от Челябинского тракта до магистрали Екатеринбург - Тюмень (с расширением до шести полос). Во что это обойдется - не осмеливается предсказать ни один эксперт, однако ясно, что деньги понадобятся не шуточные.
И еще: платные трассы, несомненно, могут вызвать всплеск социальной напряженности. Доходы уральских автолюбителей не так велики, как в столицах. Введение «дорог не для всех» еще более усугубит разделение общества на богатых и бедных. Есть тут и еще один нюанс. По закону коммерческие автобаны не должны стать единственным способом доехать до нужного пункта: ввод платной дороги возможен только в случае, если у нее есть альтернатива, дублер.
Комментарий:
Депутат Свердловского Заксобрания Андрей Альшевских:
- По сравнению с другими регионами России я бы оценил дороги Свердловской области на троечку. Думаю, если бы сотрудники ГИБДД в процессе проверок полностью руководствовались буквой закона, им пришлось бы закрыть львиную долю уральских автотрасс. Но тогда жизнь в регионе остановится. Поэтому правоохранители идут на уступки, ограничиваясь различными предупреждениями и предписаниями. Выход один: перестать финансировать строительство и ремонт дорог по «остаточному принципу». Это будет дороже, но только в этом случае у нас появятся качественные и долговечные авто магистрали.
Только цифры:
- 60% дорог в Свердловской области отвечают нормам качества.
- Остальные 40% (свыше 4000 километров) нуждаются в капитальном ремонте.
- До 335 сел и деревень можно добраться только по грунтовым дорогам, а некоторые из них весной оторваны от «большой земли».
- 297 человек погибло с начала 2012 года на трассах региона из-за плохого качества дорог.
- 38% автотрасс местного значения вообще не числятся в муниципальной собственности, то есть являются бесхозными.
Куда пойдут наши деньги?
На развитие транспорта и дорожного хозяйства в Свердловской области в 2013 году из региональной казны планируется потратить 13 млрд рублей. Из них:
- 11 769 млн - на развитие дорожного фонда (в том числе на автомобильную дорогу Ивдель - Ханты-Мансийск и обход города Екатеринбурга).
- 588 млн - на строительство дорог до поселков, не обеспеченных круглогодичной связью с дорогами общего пользования.
- 171 млн - на строительство и реконструкцию автомобильных дорог местного значения.
Всего в следующем году планируется ввести в эксплуатацию 19,4 км региональных автодорог и шесть мостов, находящихся в аварийном состоянии.
Как действовать при ДТП из-за плохой дороги?
Несколько недель назад жительница Екатеринбурга Юлия Мансурова выиграла дело в суде у дорожной службы Чкаловского района. Еще в апреле ее автомобиль попал в яму на дороге на улице Инженерной. Как результат - разбитый бампер и поврежденная защита у автомобиля. Юлия решила данное происшествие без внимания не оставлять и подала заявление в суд. Она рассказала об алгоритме действий в данных ситуациях.
- Сразу же постарайтесь найти свидетелей происшествия среди случайных прохожих. Запомните номера автомобилей, которые проезжали в этот момент мимо. Затем попробуйте найти автомобилистов. Наверняка они не откажутся вам помочь и подтвердят на суде, что вы действительно угодили в яму.
- Не уезжайте с места ДТП, а вызовите наряд ГИБДД. Когда они приедут, составьте схему ДТП. Получите справку в ГИБДД.
- Затем посетите автосервис. Вызовите независимого эксперта, который подсчитает стоимость работ.
- После этого подавайте иск в суд на дорожную службу. Советую нанять юриста. Гонорары у них не заоблачные, а помощь они оказывают неоценимую. Тем более все затраченные деньги вы включаете в стоимость возмещения убытков. Мой процесс длился примерно полгода. В итоге я выиграла суд. Советую никогда данные ДТП не оставлять без внимания. Только так можно будет научить дорожников качественно выполнять свои обязанности.
- Добавим, что допустимые размеры неровностей проезжей части таковы: ширина - не более 60 см, длина - не более 15 см, глубина - не более 5 см. Если хотя бы один размер ямки превышает пределы, то дорожные службы можно привлечь к ответственности.
Смотрите также:
- Анатолий Гагарин: «Поражает цинизм и нравственная деградация некоторых людей» →
- Кто, как и за что ремонтирует в Екатеринбурге дороги (Коррупционная схема) →
- Асфальтово-судебный сезон →