Каждую осень жители Екатеринбурга оказываются в центре дорожных ремонтов, вязнут в пробках, теряют время и нервы. Эта история повторяется ежегодно, однако качество городских магистралей лучше не становится. Не оттого ли, что асфальт кладут именно осенью и зачастую в дождь?
Что происходит
Ежегодные осенние приключения жителей Екатеринбурга обычно начинаются в сентябре-октябре, когда горожане возвращаются из отпусков к деловой жизни. Большинству из тех, кто за рулем, видно, как, например, в начале октября, в самую слякоть, разрыли улицу Бардина и центральную часть проспекта Ленина. Еще большее число горожан, застревавших в пробках на других улицах, задаются вопросом - почему асфальт кладут именно сейчас.
Точного объяснения абсурдного на обывательский взгляд поведения дорожников нет, но имеются версии. По одной из них, озвученной политологом Сергеем Мошкиным, задержка с ремонтами асфальта связана с общими правилами бюджетного финансирования этой сферы городской жизни. Речь идет об особенностях межбюджетных отношений, из-за чего наполнение екатеринбургской казны напрямую зависит от формирования бюджета Свердловской области, а также от прямых вливаний на ремонт дорог из бюджета страны. Сроки оттягивает и процедура: по закону потратить средства казны можно только через конкурс, который объявляется за месяц. «Вот и получается - пришли деньги в июле, ремонт начался в конце августа», - пояснил логику процесса Сергей Мошкин.
Кому выгодно
Другую версию происходящего изложил «АиФ-Урал» активист движения «РосЯма» Алексей Беззуб. По его мнению, задержки денег - областных или федеральных - никак не связаны с поздно начинающимся ремонтом и вытекающими из этого проблемами. «По закону и по заключенным муниципальным контрактам все работы должны начинаться сразу, а расчет за работу происходит после ее выполнения. Известно, что все конкурсы на сумму в 700 млн рублей прошли еще в мае-июне 2012 года. Однако потом начало происходить необъяснимое. Победителями большинства конкурсов традиционно стали две крупных компании - ООО «Главное управление дорожно-строительных работ» и ООО «Региональное дорожно-ремонтное строительное управление». Они, став генподрядчиками, принялись нанимать более мелких субподрядчиков, на это, скорее всего, и ушло время», - объясняет Беззуб.
По словам наблюдателей, «фокус» с наймом субподрядчиков был заложен в конкурсных процедурах и условиях контракта. Согласно установленным правилам, к ремонту, а стало быть, к освоению бюджетных денег допускались лишь те компании, чей опыт в сфере дорожного ремонта превышал пять лет, говорит Алексей Беззуб. Компании ГУДСР и РДРСУ - знающие люди говорят об их близости к чиновникам - формально подходили, но большинство работ производили именно субподрядчики, которых, оказывается, выгодно нанимать.
Чехарда с исполнителями работ сказывается и на качестве ремонта. Жители Екатеринбурга уже сталкивались с прецедентами, когда свежеуложенный в лужи на улице Бажова асфальт сходил пластами. Между тем, согласно строительным правилам, недопустима укладка асфальта не только в дождь, но и во влажную погоду.
Очевидно, именно из-за нарушений в технологии после капремонтов в 2010 году полотна сегодня на улицах Автомагистральная и Гражданская образовались ямы и колеи. И это только замеченное. Так были освоены те знаменитые 1,3 млрд «дорожных» рублей, выделенные федеральным бюджетом. А в 2013 году на дороги Екатеринбургу выделят аж 13 млрд рублей. Ремонтировать будут до зимы?