Свечной заводик
- Сегодня почему-то никого не удивляет, когда становится известно о том, что тот или иной чиновник прямо или косвенно занимается бизнесом. Не берет взятки, и ладно. У нас что, не хватает законов?
- Закон - это инструмент, без которого борьба с коррупцией так и останется пустословием. Без действенного закона противодействие коррупции возможно лишь на уровне деклараций. Президент РФ Дмитрий Медведев 7 июля 2010 года подписал Указ, в котором сделал (и достаточно жестко) особый упор на юридическую проблему конфликта интересов: «Лицо, замещающее государственную или муниципальную должность, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов». Выявленные факты конфликта интересов могут являться основанием для досрочного прекращения полномочий - сказал глава государства.
- Скрытый конфликт интересов - особая форма воровства?
- Вопрос «конфликта интересов» - сам по себе интересный. Потому что мздоимство, казнокрадство, лихоимство и использование служебного положения влечет за собой конкретную уголовную ответственность. Зато малозаметное в больших делах эдакое заботливое лоббирование семейного бизнеса - занятие очень доходное, но практически не наказуемое. И это чревато чиновничьими «шалостями» и большими потерями регионального бюджета…
Если наше федеральное законодательство теперь, после указа президента, пресекает любые конфликты интересов, то в Свердловской области существует пробел в этом вопросе. Под действие нашего местного закона «Об особенностях государственной и гражданской службы Свердловской области» до сих пор подпадает только так называемое техническое звено - иными словами, люди, не участвующие в принятии принципиальных решений. Более того, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих возглавляются, как правило, теми же самыми госслужащими. При этом оказывается, что такие масштабные фигуры, как депутаты, министры, члены правительства, председатель правительства и председатель избиркома, под действие этого закона не подпадают.
- Неприкасаемые?
- Да! Фактически чиновники, которые реально принимают судьбоносные решения, остались без антикоррупционного присмотра. Это тем более странно, поскольку даже служебное поведение губернатора подлежит оценке: за его деятельностью весьма зорко наблюдает президиум Совета при Президенте Российской Федерации. Но разве избиратель, проголосовавший за депутата, или губернатор, назначивший министра, могут быть уверены в них как в самом себе? Да и зачем людям лишняя ответственность? Честнее избавить их от такой веры в непогрешимости народных избранников и чиновников и внести необходимые изменения в закон «О противодействии коррупции в Свердловской области».
Поиск черной кошки
- То есть более двух лет в Свердловской области отсутствует адекватный закон по урегулированию конфликта интересов?
- Именно поэтому нами 20 октября в облдуму и был внесен законопроект, который изменит существующее положение дел. В результате его принятия будет существенно расширен перечень должностных лиц, подпадающих под такую проверку. Считаю, что всех без исключения свердловских чиновников нужно поставить под антикоррупционный контроль!
- Борясь с коррупцией, Россия идет тернистым путем… Неужели нет наработанной практики в этих делах?
- Отмечу, что в России механизма по решению конфликта интересов по-прежнему нет. Им мог бы стать пресловутый закон о лоббировании. О нем много говорят, но дальше разговоров дело пока не идет. Хотя его принятие способно установить порядок разрешения конфликтов, отделить лоббирование общественных интересов от частных, поставить собственно лоббирование на «законные» рельсы и исключить его теневые и криминальные варианты.
Известны два эффективных метода борьбы с коррупцией: очень жесткий, как в Азии, и профилактический, как, например, в Швеции. Мне кажется, России стоит учесть вариант США, где успешно используются одновременно оба метода (и, кстати, в отличие от России, в США нормы о конфликте интересов существуют с 1968 года!!!). Существующие законы, призванные решать «конфликт интересов», направлены на профилактику коррупции и одновременно жестко карают нарушителей. Лоббизм в рамках закона является обычной практикой. Не случайно президент Д.Медведев в беседе с губернатором Калифорнии А. Шварценеггером призвал учиться борьбе с коррупцией у американцев. Я полностью разделяю мнение президента о том, что «взятки берут во всех странах, но только в нашей стране этого не стыдятся». А все потому что в борьбе с коррупцией у нас, судя по всему, пока преобладает лишь декларативность.
Смотрите также:
- В мэрии Екатеринбурга наладили онлайн общение с Государственной Думой →
- Медведев переселил уральца Виктора Басаргина в Пермь (бонус: ВИДЕО) →
- Анатомия жадности →