Екатеринбург, 6 августа, АиФ-Урал. На прошлой неделе на «Областном телевидении» вышел в эфир очередной выпуск общественно-политического шоу «Четверо против одного» с губернатором Евгением Куйвашевым. На этот раз не обошлось без сенсации – специальным гостем программы стал… первый губернатор Свердловской области, сенатор Эдуард Россель.
Вели передачу главный редактор «Эхо Москвы» в Екатеринбурге Максим Путинцев и ведущая «Событий» на ОТВ Елена Шевелёва. А приглашенным соведущим стал шеф-редактор информагентства «Ура.ру» Михаил Вьюгин. Самые интересные отрывки из этого интервью мы публикуем сегодня.
О планах и настроении, о «серых» зарплатах
- Евгений Владимирович, первый вопрос: как настроение в целом? Я понимаю, лето – это пора замечательная, по определению. Но предвыборная кампания, может быть, как-то портит его или, наоборот, заставляет держаться в тонусе?
- Лето всегда было «жаркой» порой. У нас идет и большой строительный сезон, большой сезон подготовки региона к зиме. Ну, и, конечно же, политический сезон. Лето – это всегда напряженная работа и для властей, и для строителей, и для коммунальщиков. В общем, много причин держать себя в тонусе. Настроение нормальное, рабочее.
- В своем бюджетном послании вы говорили о необходимости вывода зарплат из тени. А не так давно социологи представили данные, что у нас порядка 50% зарплат в России либо «серые», т.е. частично «в конверте», либо «черные», когда люди вообще все получают неучтенными деньгами. И Минтруд объявил на днях, что начинает разрабатывать целый пакет документов о выводе зарплат из «тени».
Эта проблема стара как мир и до сих пор не решена. Значит ли это, что ее решить в принципе невозможно?
- Решить можно. В первую очередь должно быть понимание у каждого человека, который идет на «серую» заработную плату, что он больше теряет, чем получает.
- Но ему-то кажется, что пенсия – это потом, а холодильник хочется сейчас…
- Дело все в том, что и холодильник нужно, и это абсолютно правильное планирование. Я считаю, что необходимо ужесточить ответственность за выплату «серых» заработных плат. Но мы же сегодня можем только анализировать, мы можем только приводить какие-либо примеры. Я помню историю 20-летней давности, когда практически все зарплаты, за исключением государственных сотрудников, получали «в серую».
Сегодня ситуация изменилась. Сегодня есть и социально-ответственный бизнес. Сегодня и люди все чаще при устройстве на работу задают вопрос: «А зарплата какая будет?» Я знаю достаточное количество предпринимателей, которые платят заработную плату «в белую».
Эффект от выплат зарплат «в белую» – это, конечно же, налоги в местный бюджет (НДФЛ). Это то, за счет чего содержатся школы, поликлиники, тратятся деньги на капитальный ремонт жилья. Это нужно все объяснять людям. Надо научиться жить с планированием, нужно думать о старшем поколении, о детях, которые обучаются в школах, нужно думать о самих себе – это заработные платы врачей, это обеспечение лекарственными средствами, это медицинское оборудование, и т.д., и т.д. Это большой перечень.
О дорогих автомобилях
- Есть еще одна история, которая увязывается с тем, о чем мы с вами сейчас говорили. Это – как и куда идут налоги, которые мы платим. Речь о машинах чиновников. А как вы считаете: нужно ли ограничивать максимальную стоимость машин, закупаемых для чиновников разного уровня – муниципального, областного, федерального? Это одна из самых популярных историй летних месяцев. Уже 100 тысяч подписей было набрано в системе Российской общественной инициативы. Люди подписывались за ограничение в 1,5 млн. рублей, и чтобы дороже – ни-ни, ни в какую. Есть предложение Объединенного народного фронта о том, что 3 млн. рублей должен быть «потолок».
Как вы думаете, имеет смысл подобные меры вводить или можно о каких-то других вариантах задуматься?
- Это вопрос эффективности траты бюджетных денег. Если люди об этом задумываются, неважно, кто, неважно, какие сообщества, это хорошо.
- Такие дорогие машины, очевидно, раздражающий фактор для людей.
- Что касается Свердловской области, мы живем по самому минимуму, мы не покупаем машин больше, чем тот предел, который установили «общественники». В основном, мы работаем со «средним» классом. Но, вместе с тем, в нашем гараже есть машины и подороже, купленные задолго до того, как вообще эти темы стали обсуждать. Здесь проходили серьезные международные мероприятия: саммиты, ШОС, Евросоюз, – и мы рассчитываем на проведение других. Мы заботимся не о комфорте, а только о безопасности наших гостей. Есть специальные требования со стороны органов, которые этим занимаются. Но если говорить об обыденном дне работы обычного чиновника, то мы ниже тех инициатив, которые сегодня есть.
Об РЖД и самолетах
- В продолжение транспортной темы: на днях в Москве вы принимали участие в совещании по строительству высокоскоростной железной дороги. Пока, насколько я понимаю, серьезно идет речь о дороге от Москвы до Казани. До Екатеринбурга – это уже некий следующий этап?
- Нет. Рассматривается все в комплексе. Я искренне хочу поблагодарить президента РЖД Владимира ЯКУНИНА, хочу поблагодарить Александра МИШАРИНА за то, что они в полном объеме и с колоссальной динамикой исполняют поручения президента по строительству ВСМ. Сегодня уже – представляете, со дня поручения президента прошло чуть больше полугода – определены коридоры, в работе принимает участие более 40 проектных институтов, сегодня проработан практически весь коридор от Москвы до Екатеринбурга. И у меня нет сомнений, что этот проект будет реализовываться.
- Ключевой вопрос: надо ли оно нам? Ну слишком дорого: триллион рублей только до Казани. Уже была информация о том, что до 2050 года она точно будет дотационной, планово-убыточной. Не слишком ли дорогое это удовольствие? Самолеты ведь летают до Москвы, кому надо, может быстро добраться.
- Самолеты – это, конечно, хорошо. И надо развивать авиацию. Более того, мы серьезно продвинулись в развитии межрегиональной авиации. Вы же знаете, сегодня из Екатеринбурга можно улететь практически во все соседние субъекты, за исключением Челябинска. Но думаю, что в Челябинск летать никто не будет – здесь всего 200 километров.
А что касается поездов, это совершенно другая философия транспортной инфраструктуры, это грузы. Строительство высокоскоростной пассажирской магистрали высвобождает основной грузопоток. Это возможность быстро перемещать грузы по нашей стране. Это сокращение времени и сокращение издержек производства. Многим жителям Екатеринбурга можно будет добраться до Казани, минуя несколько пересадок самолета. И так далее.
Это и почтовые отправления, это мелкие бандероли. Это большой-большой пласт. В любом случае, сначала строят дорогу, а потом вокруг нее прирастает. Так и здесь. Создание такого инфраструктурного объекта будет очень значимым для России шагом. В Китае построили за почти полтора года дорогу Шанхай-Пекин, там почти 900 километров. Да, на первый взгляд, невыгодно. Но страна развивается, бизнес требует более динамичного передвижения. Больше динамики требует экономика.
- В общем, актуальная история. Минусов мало, плюсов много. Заходила речь о конкретике: за сколько часов можно будет добраться из Москвы до Екатеринбурга и сколько это будет стоить?
- За семь часов. Это будет точно не дороже, чем авиабилет. Но вместе с тем будут существовать технико-экономических обоснованиях и абонементы, и передвижение не до конечного пункта, и так далее, и так далее. Там целая линейка будет ценовых предложений.
О главном – о футболе
- У нас футбольный «Урал» уже провел три матча в новом чемпионате Премьер-лиги. Три домашних матча. Как Вам старт нашей команды? Вроде бы ничья с ЦСКА, потом – два поражения. Ключевой вопрос: мы удержимся в Премьер-лиге или нет?
- Мы ставим такую задачу нашей команде. Мы верим в нашу команду. Мы сделаем все, чтобы наша команда не просто удержалась в Премьер-лиге, а сыграла достойно. Возможности и желание, а самое главное – умение, есть. Пример тому – игра с ЦСКА.
О честности
- Евгений Владимирович, как вы считаете, каков основной запрос у свердловчан к власти? Что они хотят, что они ждут?
- Честности. Адекватности принимаемых мер на запросы горожан, если мы говорим про город Екатеринбург. И это же касается и всей области.
- А вы, ваша работа, ваша команда соответствуете этим запросам?
- Мы делаем все, чтобы соответствовать.
- Те изменения в правительстве, которые были за эти полтора года, они связаны с тем, что вы кого-то поймали или заподозрили или нет?
- Нет, вопрос совершенно не в этом. У меня нет задачи ловить кого бы то ни было. На это есть специальные органы. У нас стоит совершенно другая задача: у нас есть цели, к которым мы идем. Я их регулярно обозначаю: либо в посланиях бюджетных, либо в посланиях о развитии социально-экономическом. Есть конкретная задача, и решение каждой конкретной задачи зависит от деятельности каждого конкретного человека. И в зависимости от того, умеет ли человек работать в команде – по горизонтали либо по вертикали, – зависит его присутствие в правительстве или на других должностях.
О равном финансировании
- Мне кажется, что вы недостаточно много ездите по области. И, когда я еду, например, по области, мне говорят: «Физически мы губернатора не видим».
- У меня будет время еще объехать область, я обязательно это сделаю. Мы должны четко отдавать себе отчет: если мы едем для решения каких-то задач, то мы должны их решать. Есть выезды регулярные министерств и ведомств, мы обязательно по итогам этих совещаний принимаем какие-либо решения. Конкретно: Нижний Тагил.
- Ну, это самый заметный пример, да.
- Ну почему «самый заметный»? А северная часть: Ивдель, Североуральск, Краснотурьинск? Мы приняли ряд серьезнейших документов, в том числе и финансово подкрепленных. Я имею в виду и строительство дороги, и строительство больницы в Североуральске. Это деньги на благоустройство, это деньги на коммунальное хозяйство. Колоссальные деньги. Более того, это и Каменск-Уральский. Можно перечислять достаточно долго.
- У меня вот есть внутреннее ощущение, что вы сконцентрировались на Екатеринбурге.
- Потому что Екатеринбург сегодня должен соответствовать тем требованиям, которые предъявляют городам при проведении серьезных международных мероприятий. Мы программу «Столица» забыли. Мы в этом году только три с лишним миллиарда рублей потратили на Екатеринбург. Незаметно разве?
Кроме того, финансирование муниципалитетов, их налоговая база, в том числе и за счет принятых нами решений, увеличилась в разы. Сегодня у муниципалитетов есть достаточно инструментов, по крайней мере, исходя из сегодняшних реалий, для увеличения доходной базы. Ведь да, важно, когда губернатор ездит, и я езжу и буду продолжать ездить. Поверьте, за год всю область объехать невозможно.
Нужно еще формировать бюджет, необходимо принимать нормативно-правовые акты. У муниципалитетов сегодня есть все возможности для того, чтобы увеличивать. Мы с главами совещаемся, вы знаете, не реже, чем раз в квартал. Рассматриваем реализацию приоритетных проектов, где мы сверяем наши позиции. Сегодня в значительной степени увеличилось финансирование жилищно-коммунального хозяйства – в 15 раз – из средств областного бюджета. Но сегодня ремонтируются дороги не только в Екатеринбурге, хотя в Екатеринбурге это более заметно.
- Я бы сказал, что в Тагиле даже быстрее осваивают деньги на ремонт дорог, чем в Екатеринбурге.
- Цыплят по осени считают, мы посмотрим, какова будет готовность дорог к положенному сроку – это ноябрь месяц.
О «Большом Екатеринбурге»
- А что в Екатеринбурге не так? Чем Екатеринбург не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к городам.
- Нет, в целом, Екатеринбург – красивый город. Достаточно комфортный. Это один из немногих городов, которые сегодня по-настоящему можно назвать комфортными. Но вместе с тем мы говорим сегодня о некоем новом, серьезном таком толчке и рывке в развитии города. Ведь развивается не только город – развивается целая агломерация, целая отраслевая экономика вокруг него. Строительство дорог – это щебень, это битум, это люди, это техника. Строительство жилья – то же самое. И это все производится не только в Екатеринбурге. Ремонт жилищно-коммунальной сети – это трубы.
- Вы сами сказали про агломерацию. Вы готовы снова поднять тему «Большого Екатеринбурга»?
- Нет, принципиально я уже один раз говорил: я как губернатор поднимать эту тему не буду. Если тему поднимут жители, безусловно, мы рассмотрим и будем принимать соответствующее решение. Если жителям удобнее жить в пригороде или в маленьком городке-спутнике со своим органом местного самоуправления, мы совершенно не против. Почему нет?
О 2020-м
- Смотрите, вы приняли область в мае 2012-го. Если не будет форс-мажора какого-то политического или еще какого-то, в мае 2017-го вы либо пойдете на перевыборы, в общем, какая-то ситуация возникнет. Вы отчитаетесь о том, что было сделано. У вас есть какой-то план, ну, грубо говоря, что вы такого сделаете за этот период работы, чтобы в 2020-м люди говорили: «Это вот было сделано при Куйвашеве»?
- Конечно, есть. Я неоднократно озвучивал эти планы: и в посланиях бюджетных, и в своих планах, и в задачах, которые мы ставим. Безусловным ориентиром реализации наших планов сегодня являются указы президента.
- Просто у меня, вы понимаете, есть внутреннее убеждение, что вы предлагаете свердловчанам совершенно другую политическую повестку. Внутри нас заложена чрезмерная амбициозность: вот проект ЭКСПО–2020. Мы всегда, я вот по себе сужу, в 90-е, в «нулевые», жили какой-то большой мечтой. А Вы не даете нам большой мечты. Вы говорите: «Я вам создам хорошие комфортные условия. У вас будет жилье, у вас будет чисто на улицах». Но вот чего-то такого большого и светлого, ради чего можно было бы перетерпеть какие-то бытовые неурядицы, вы не озвучиваете. Почему?
- А Чемпионат мира по футболу?
- Должен признать: читал в «Ведомостях», что он должен был проходить в Краснодаре, по-моему, а вы «выбили» его.
- Дело не только во мне, это большая команда. Большая команда наших возможностей. То, что мы предложили, – мы доказали всем, что мы сможем сделать это лучше, чем другие. Это не один губернатор. Да, безусловно, я соответствующие усилия приложил. Но это не я один. Это и городская администрация, это наша спортивная общественность, это и наш бизнес, который дал согласие помочь в реализации этих проектов. Поэтому вопрос в консолидации, в единстве во мнениях. То же самое и «ЭКСПО». Поверьте мне, у нас никаких бюджетных денег не хватит для того, чтобы вести такую кампанию, какую мы сейчас ведем. Нам помогает бизнес, нам помогает президент, Вы знаете прекрасно. Нам помогает правительство, нам помогает МИД, нам помогают все. Это те цели, к которым мы идем. Да, это одна из целей. Но самое главное – это другое качество жизни. Поверьте мне, это очень важная вещь. Это тогда, когда человек не знает проблем с устройством в детский сад, когда у него не будет очередей в поликлиниках, когда у наших пенсионеров будет хватать пенсии на покупку необходимых продуктов питания. Вот, что такое «качество жизни».
- Это возможно?
- Конечно. И мы будем стремиться. Вот сегодня основной лейтмотив кампании, Максим мне рассказывал, – «серая» заработная плата, и от этого уходить надо. В конечном итоге это скажется на качестве жизни. Мы принципиально должны жить в другом городе, в другом регионе, в другой стране. У нас сегодня все возможности для этого есть.
О власти и человечности
- Евгений Владимирович, я вот слушаю вас сегодня и на предыдущих разных встречах, я первый раз за свою практику вижу доброго губернатора. Не карающего, потому что в любом случае всегда существовала система «кнута и пряника». При всех губернаторах Свердловской области, в других регионах. Но вы всегда вот даже увольняете министра и не говорите, что вот я его уволил потому, что у меня есть вот такие факты или такие аналитические записки. Вы ему даже новое место работы подыскиваете. А вы считаете правильным, что вы – добрый?
- Я очень рад, что складывается такое впечатление. Но вместе с тем, если мы увольняем министра, он ведь какое-то количество времени честно отдал на работу во власти. Это кажется, что власть – это нечто такое легкое и красивое. Это бессонные ночи, это подъемы по тревогам, это бесконечное решение проблем и задач. Это тяжелый труд.
Об отпуске
- Выборы, общественная жизнь – это все замечательно. Но лето – пора отпусков. Вы уже отдохнули?
- Нет.
- А планируете вообще хотя съездить в отпуск, ну, успеть хотя бы недельку?
- Нет. У нас помимо всего того, что сложный, насыщенный политический сезон, это ведь подготовка к зиме, подготовка к «Выставке вооружений». Совсем недавно был «ИННОПРОМ». Это колоссальный объем строительных объектов. У нас сегодня только за счет средств областного бюджета 140 объектов. Такого не было никогда, я вас уверяю. И это все нужно проконтролировать. Реализацию майских указов, я имею в виду, о строительстве детских садов. Это подготовка к «Выставке вооружений», к саммиту. В общем, и вечный бой – покой нам только снится.
О фармкластере, немецком и рыбалке
- И теперь я бы хотела передать слово нашему 4-му соведущему. Сегодня в этой роли выступит первый губернатор Свердловской области Эдуард Эргартович Россель. Приглашаю его к нам.
- Как у вас дела, Эдуард Эргартович?
- Дела-дела-дела… Дела идут, можно сказать, нормально. Такое ощущение, что я продолжаю работать. Но только, конечно, в другой сфере. Вы знаете, что мы с вашего согласия создали фармацевтический кластер, создали 29 предприятий. Очень интересные решения. Более того, мы сумели добиться – я выступал в Берлине на фирме «Байер», кстати говоря, за эти четыре года я не ленился и выучил немецкий язык и могу по-немецки разговаривать сейчас – и вот в «Байере» для того, чтобы их «убить» просто и добиться итогов положительных, я сделал доклад на немецком языке.
А были все члены совета, и президент говорит: «Я бы никогда в жизни на русском это не смог сказать, то, что Вы сказали по-немецки». И «Байер» – единственный, кто подписал с нами соглашение. Больше ни с кем в России не подписал соглашение. И в этом году мы пускаем в Новоуральске цех интересный, где будет «Байер» производить десятки лекарств.
Теперь я имею немножко больше времени, немножко больше жене уделяю внимания, дома помогаю. Вот недавно съездил на рыбалку. Давно уже не был, но вообще нахальство, конечно. Я поймал много, я даже не хочу это публично говорить, форели много поймал. Я каждый год это делаю, но в этом году раньше – обычно в октябре. Езду на хариуса, на форель. Потом мы это собираем с женой в мешочки по 2 кг, замораживаем и зимой, когда надо пожарить форель, достаем – пожарили, уху сварили и так далее. Так что вот такая жизнь идет.
- Ну, не скромничайте – работаете много. Очень благодарен, на самом деле. И я вообще считаю за счастье общаться с первым губернатором и не просто общаться, да и дружить, и обмениваться какими-то мнениями. И для меня это большая честь.
О передаче власти
- Кстати говоря, Евгений Владимирович, я вот действительно хочу вам комплимент сказать. Вы знаете, я не готовился к периоду, когда власть передавать. Не готовился. Но, когда посмотрел, что в России делается: когда передают, обязательно следующий губернатор, который приходит, начинает гнобить предыдущего всячески – и я продумал весь регламент передачи власти, чтобы показать, как она передается цивилизованно, как она должна передаваться. Пример дать всем последующим губернаторам.
И в Театре эстрады мы провели таким образом первый раз передачу власти. Ну, вот во второй раз почему-то не получилось. Надо было во второй раз. Так была бы уже традиция. И я благодарен Вам, что Вы – интеллигентный человек, образованный, воспитанный, и я чувствую к себе лично, к семье моей внимание и человеческое отношение и участие.
О предстоящих выборах
- Эдуард Эргартович, я ведь тоже человек уже опытный, мне уже приходилось три раза, четыре раза даже по своему жизненному пути так же передавать власть. Но дело даже не в передаче, здесь абсолютно адекватное, человеческое разумение того, что если ты хочешь, чтобы поступили с тобой хорошо, поступай сам так же.
Поэтому к этому надо стремиться. Я бы считал просто за преступление не использовать ваш опыт в своей работе. И ваше видение ситуации. Я действительно при всех зрителях хочу вас поблагодарить за колоссальную работоспособность. Мне бы в ваши годы да такую энергетику! Поэтому искреннее спасибо!
У нас с вами еще Чемпионат мира, саммиты, борьба за «ЭКСПО», у нас с вами много-много работы. Как, кстати, на выборах, как ощущаете?
- Ну, я должен сказать, что выборы проходят мне интересно. Я давно, уже четыре года не участвовал во всех этих мероприятиях. Мне приходится очень много выступать. Народ, во-первых, очень благожелательно относится, слушает внимательно, задают толковые вопросы, которые действительно важны в этот момент. В судьбе Свердловской области и Екатеринбурга, как столицы Урала, выпала какая-то козырная карта. Просто случай какой-то совершенно неординарный.
И поэтому я подумал, чтобы в городе к власти пришли люди, которые приходят не для того, чтобы решать свои личные проблемы, свой бизнес и так далее, а люди, которые действительно понимают, для чего они пришли, понимают ту возможность, которая сегодня появилась у Екатеринбурга с точки зрения тех событий, которые происходят. Мы еще с Вами не говорим о том, что и саммиты проходят, и президент сюда приезжает, и это будет увеличиваться и увеличиваться. Министр иностранных дел Лавров сказал мне, что сейчас Екатеринбург включен официально в список городов, в которых можно проводить любые государственные мероприятия. И это будет все больше, и больше, и больше.
- Абсолютно правильно. Это и про экономику же еще. Я разговаривал с руководством «Хаятта», спросил, какая заполняемость сейчас. Для меня лично, можно, конечно, много моментов разных говорить об инвестиционном климате, о благоприятности ведения бизнеса. Самый главный показатель – это заполняемость гостиниц. По году, когда я год назад спросил, это было 20%. Сегодня уже мы к 50% приближаемся. Все правильно. И нужно людям объяснить, что это не просто выборы местечковые, не просто выборы главы и депутатов. Это вопрос выбора будущего для города и региона. Это крайне важно.
- Вот, Евгений Владимирович, мы подошли к Екатеринбургу. У Екатеринбурга много вопросов решалось, но много не решено. И вот сейчас, скажем, те же развязки. 24 развязки, это стоит десятки миллиардов.
- Сотни.
- Сотни. Это ни вам в одиночку не решить, ни мэрии, если не будет правительство России помогать, это не решить, это просто не решить. Метро мы в одном направлении сделали, поперек выставки к 20-му году, ну, надо бы сделать. Сейчас 75 млн. человек за год пользуется метро, если поперек сделаем, еще 75 млн. Мы расшиваем всю эту проблему. И тут в этом плане надо екатеринбуржцев тоже «зарядить».
- Да, время дешёвок и популистских лозунгов ушло уже.
О городе без светофоров
- Сейчас вы делаете развязку по Московской, это грандиозная развязка. Она решает столько проблем, одна только, а их – 24. Я, знаете, может, сейчас фантастическую вещь скажу, но у меня такая мысль была. Я думал когда-то, я только один раз вслух об этом сказал. Я видел бы Екатеринбург, чтобы была какая-то изюминка в отличие от всех городов, без светофоров. Это не решить за год, за два, за пять, за 20, за 25. Но будет город, в котором комфортно жить. Ты идешь по улице, тебя никто не толкает, тебе никто не запрещает идти, пошел под землю, над землей, в метро и так далее – ни одного светофора нет.
- Сегодня это есть. Я был в прошлом году в Гонконге, это приблизительно то, о чем мы с Вами сейчас говорим. Конечно, это колоссальные усилия, над этим работают тысячи людей, в ежедневном режиме работает институт городского транспорта, который регулирует это движение. Но это все возможно, и, коль мы уже заявились и хотим, если говорить о каких-то там намеках на столичный город, один из столичных городов…
- Не намек, мы прямо говорим.
- Ну, да. …то, конечно, к этому надо стремиться. И сегодня мы ставим такие задачи перед нашими специалистами. Мы практически в ежедневном режиме работаем с городской администрацией по решению этих проблем. 3 млрд. рублей на «Столицу» – дороги же поправили.
- Да. Заметно.
- И продолжаем делать. Более того, расшиваем участки, связанные с заторами, и так далее. Это целая программа, которая будет работать до 20-го года. Люди, уверен, что в этом году уже увидели, что город стал чище, благоустроенней. Колоссальное количество денег. Жилье. Мы уже, думаю, к сентябрю будем начинать строить новый микрорайон большой, подобный «Академическому» – микрорайон «Солнечный». Я, кстати, Вас хочу позвать на закладку камня.
И у нас рассматриваются еще четыре крупные такие площадки сегодня на севере и востоке областного центра.
Об иммигрантах и рабочих местах
- Евгений Владимирович, тут один вопрос есть. Проблема возникнет. Город Екатеринбург растет, промышленность растет, есть предприятия, которые работают в две смены, уже в три смены, и люди узнают о том, что в Екатеринбурге и рабочие места есть, и город благоустраивается. И это привлекает. Даже, вы знаете, мне кажется, две семьи с Америки приехали. И прописались, и получили гражданство.
- Даже больше, чем две.
- Я уже не говорю про азиатские республики, это бывшие республики нашего Советского Союза, которые стремятся сюда попасть. Вот если бы мы ворота открыли, вы знаете, как здесь быстро появилось бы 6-7-8 млн. человек в Свердловской области? Но возникает другой вопрос, я уже не говорю о тех проблемах, которые мы сейчас обсуждали: развязки, светофоры и так далее. Возникает вопрос рабочих мест. То есть это должно адекватно развиваться – город развивается, город строится, прибывают люди, и нужно думать, какие предприятия здесь размещать, и создавать рабочие места.
Нас слушают пенсионеры. Я объездил весь мир практически и везде замечал одну вещь принципиальную: в крупных фирмах, солидных, всегда люди, которые отработали уже свой стаж, их просят сохраниться – повышают зарплату, всё что угодно, мы тебе всё сделаем, останься только на работе.
- Ну, что касается пенсионеров, вы знаете, я по инициативе Якова Петровича Силина совсем недавно подписал указ о проведении Дня пенсионеров. Это не один день – это целая декада, где будут проводиться массовые мероприятия. Да, во многом будут привлечены и бизнес, это будет большое количество мероприятий. В конце концов, это просто внимание, которым мы бесконечно должны быть благодарны нашему старшему поколению.
Справка
Проект «Четверо против одного» – это четверо ведущих и Евгений Куйвашев, которому они задают самые острые, а порой и неудобные вопросы. Кроме того, зрители ОТВ в течение всего эфира участвуют в обсуждении самой актуальной темы месяца и в режиме онлайн высказываются за или против какого-либо решения властей.
Смотрите также:
- Аркадий Чернецкий о плюсах и минусах Куйвашева, о «войне» области и Екатеринбурга и о пользе расходования денег →
- Сергей Носов: «У городов нет мотивации к эффективной работе» →
- Евгений Куйвашев: «Мы в 2012 году поработали неплохо» →