Примерное время чтения: 10 минут
1819

Уральские водители оставляют машины в зоне платного паркинга без оплаты

Однако наступила осень, а он по-прежнему находится в стадии «тестирования». А это значит, что автомобилисты могут позволить себе нарушать и по-прежнему смело оставлять свои машины в зоне платного паркинга без всякой оплаты – по крайней мере, мы не нашли организации, которая бы выписывала и рассылала штрафы за неоплаченное время на платном паркинге. В сложившейся ситуации разбиралась корреспондент журнала ГАИ.

Цели и средства

Изначально запуск парковочных устройств (парконов), установленных еще в прошлом году, а соответственно и платных парковок, был запланирован на февраль нынешнего года. По заявлению городской администрации, она преследовала при этом следующие цели: снизить количество нарушений правил парковки на улично-дорожной сети города, повысить скорость движения в зонах платной парковки, сократить поток личного автотранспорта, въезжающего в пределы платной зоны, и стимулировать использование альтернативных видов транспорта. Однако старт проекта постоянно откладывался. Мэрией назывались разнообразные причины отсрочек: отсутствие необходимой нормативно-правовой базы в областном законодательстве, которая бы позволила штрафовать неплательщиков, выбор банка, который займется управлением денежных средств и т.п.

И вот 26 мая 17 первых паркоматов, установленных на отдельных участках улиц Сакко и Ванцетти, 8 Марта, Попова и Хохрякова, заработали. Однако высокая стоимость одного часа (30 руб.) согнала с «насиженных мест» всех офисных работников, которые раньше совершенно бесплатно оставляли здесь свои автомобили. Если даже предположить, что рабочий день длится ровно восемь часов, то ежедневные 240 руб. за дневную парковку существенно бьют по карману даже высокооплачиваемых менеджеров. Ну а многие из них уже давно перешли на ненормированный рабочий день…

Теперь, проезжая по этим улицам, обозреваешь опустевшие обочины. Автомобилисты не торопятся оставлять здесь свои машины. В первые дни, пока не были найдены новые удобные места, многие из прежних «постоянных посетителей» ставили свои авто во дворах, блокируя проезды. Сейчас ситуация стабилизировалась, а вот многие платные места по-прежнему пустуют. К концу года их количество существенно вырастет: на официальном сайте городской администрации появилась информация о том, что количество платных паркомест в центре Екатеринбурга планируется увеличить в 4,5 раза – с 450 до 1950! Всего в городе должно появиться еще 36 новых паркоматов, на эти цели из бюджета выделяется 25,4 млн руб.

Интересное положение

Только собираясь делать этот материал, мы тоже преследовали свои цели. Во-первых, хотели напомнить водителям, где и как они могут без проблем запарковать машину – платных мест пруд пруди. Но главное, предупредить приезжающих из области автолюбителей об опасности получить «письмо счастья» с немалым штрафом: за несоблюдение правил парковки, точнее, за неуплату положенной суммы, автовладельцам обещают штраф в размере от одной до трех тысяч рублей.

Однако попытавшись выяснить, кто именно фиксирует нарушение и оформляет «письмо счастья» (постановление об административном нарушении, зафиксированное с помощью средств фотовидеофиксации), а также от чего зависит конкретный размер штрафа, мы столкнулись с очень интересной ситуацией. Фиксировать нарушения должны комплексы «Паркон». И первым делом мы позвонили в городскую ГИБДД, автомобили которой оснащены подобными системами и которая давно патрулирует некоторые участки улиц Екатеринбурга и штрафует неправильно запарковавшихся водителей.

Однако к такого рода «правонарушениям» автоинспекция, как выяснилось, не имеет отношения. В данном случае, не оплатив парковку, правила дорожного движения водитель не нарушил. Напротив, он оставил машину именно в том месте, где это разрешено и предусмотрено разметкой и знаками. А в Кодексе об административных правонарушениях, которыми руководствуются инспекторы при вынесении постановления, отсутствует статья, предполагающая штрафные санкции за неоплату парковки. Очевидно – на безопасности движения, за которой должна следить ГИБДД, это никак не сказывается.

Далее в мэрии нам удалось выяснить, что за платные паркинги отвечает специальная муниципальная структура – МБУ «Городская служба автопарковок». И на специально созданном сайте «Парковочное пространство Екатеринбурга» (ek-parking.ru) указано, что в ее полномочия входит обустройство парковочной инфраструктуры (работа системы оплаты парковок, наличие знаков платной парковки и информационных щитов), а также контроль за соблюдением правил платных парковок в г. Екатеринбурге, в том числе осуществление фото- и видеофиксации нарушений правил и оплаты парковки. Однако, как нас заверили в самой службе, она лишь обеспечивает техническую поддержку проекта – предоставляет автомобили, оснащенные парконами, которые ведут фиксацию данного правонарушения. Но к назначению наказания ее специалисты отношения не имеют.

Признаюсь честно, нам так и не удалось выяснить, какой именно надзорный орган, подобно ЦАФАП (Центру автоматической фиксации административных правонарушений) при ГИБДД МВД, осуществляет обработку всей собранной информации о не оплативших парковку водителях и занимается формированием административных штрафов – тех самых «писем счастья», которые отправляются по почте. И неспроста: когда наше расследование подходило к концу, мы поняли, что это была изначально неразрешимая задача.

Размер имеет значение

Нам не только не удалось установить, какой надзорный орган уполномочен штрафовать, у нас даже не получилось выяснить конкретный размер штрафа, кем и за что он установлен. Областная Дума за подобное нарушение утвердила вилку – от одной до трех тысяч. Цитируем: согласно ч. 2 ст. 19 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», «неуплата платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, в размере, установленном муниципальными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей». Именно этот пункт был дополнительно включен в ранее принятый закон перед самым запуском платных парковок Законом Свердловской области от 6 февраля 2014 года №10-ОЗ. Однако в нем не детализируется, в каком случае автовладелец распрощается с одной тысячей, а когда ему придется выложить в три раза больше.

В то же время аналогичный закон, принятый столичной городской Думой и вносящий изменения в КоАП города Москвы, четко определяет размер штрафа: «Неуплата за размещение транспортного средства на платной городской парковке, а равно нарушение порядка оплаты размещения транспортного средства на платной городской парковке, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере 2500 руб.».

Также на сайте «Парковочное пространство Екатеринбурга», равно как и на официальном сайте горадминистрации, отсутствует информация о том, как и кем окончательно формируется «штрафная» квитанция, где и как ее можно оплатить, а также оспорить в случае несогласия. Зарегистрировавшись, автолюбитель лишь получает «личный кабинет» и возможность отслеживать все свои транзакции, видеть все адреса платных парковок и число машиномест на каждой из них.

Нарушение без наказания

Совершенно точно нам удалось установить пока только одно: никого из автовладельцев, не оплативших парковку, пока не оштрафовали. Как объяснили, наконец, в горадминистрации, сейчас ведутся переговоры со Свердловской автоинспекцией, однако никаких решений пока не принято. Между тем, как заверили нас в мэрии, все нарушители, не оплатившие парковку, фиксируются, данные попадают в единую базу, и все они рано или поздно будут наказаны.

Между тем напомним: специальный регламент, определяющий порядок наказания за нарушения, зафиксированные с помощью средств фотовидеофиксации, очень четко регламентирует каждый шаг сотрудников надзорного ведомства. И вынесение задним числом постановления об административном правонарушении, подкрепленном цифровой подписью ответственного лица, законом не предусмотрено.

Ну а постановление, в котором отсутствует цифровая подпись, является недействительным – такая судебная практика уже имеется. Недавно Верховный Суд признал недействительной квитанцию о штрафе за нарушение ПДД без цифровой подписи инспектора ГИБДД. Жалобу подала автомобилистка из Новосибирска: она действительно превысила скорость, что было зафиксировано камерой, однако бумажная копия постановления о штрафе не содержала цифровую подпись сотрудника ГИБДД. И суд согласился, что в данном случае не представляется возможным установить, было ли вынесено то постановление уполномоченным на то должностным лицом.

В нашем же случае ситуация и того нелепее: еще даже не определены должностные лица, которые были бы наделены правом выносить подобные постановления. Вот такая вот юридическая коллизия.

Вместо послесловия

Конечно, если по совести, бесплатно оставлять машину на платной парковке негоже. Мы не призываем вас нарушать и публикуем карту существующих платных парковок, список улиц, где их планируют организовать, а также инструкцию по оплате. Но вам решать, платить или не платить, ставить машину здесь или искать другое место. В конце концов, когда-нибудь все необходимые согласования пройдут, все постановления будут приняты, и «письма счастья» начнут рассылаться – это лишь вопрос времени. Ну а пока…

Список улиц, где планируется сделать парковки платными:

  • Улица Сакко и Ванцетти (участки от Малышева до Радищева и от Радищева до Куйбышева)
  • Улица Радищева (на участке от Сакко и Ванцетти до Хохрякова)
  • Улица Хохрякова (3 участка: от Малышева до Радищева, от Радищева до Куйбышева, от Куйбышева до Народной Воли)
  • Улица Пушкина (от Малышева до Ленина)
  • Улица Розы Люксембург (на участках от Куйбышева до Розы Люксембург, 34, и от Розы Люксембург, 25 до Малышева)
  • Улица Белинского (на участке от ул. Энгельса до Куйбышева)

Инструкция к применению

Стоимость одного часа составляет 30 руб., первые 15 мин. – бесплатно. Воспользоваться услугой парковки бесплатно могут также инвалиды.

Оплата парковки производится только безналичным расчетом:

  • с помощью банковской карты или «ЕКарты» через паркомат;
  • SMS-сообщением по телефону на номер 3116.

ТЕЛЕФОН

  • Для оплаты по телефону отправляем SMS-сообщение с текстом: p66*номер зоны*номер автомобиля*количество часов (пример: p66*201*А123АА96*3).
  • Для продления парковки отправляем SMS-сообщение с текстом: p66*x*количество часов (пример продления на 2 час.: p66*x*2).
  • Для досрочной остановки отправляем SMS-сообщение с текстом: p66*c.

ПАРКОМАТ

  1. Банковскую карту вставьте в паркомат («ЕКарту» приложите к валидатору).
  2. На сенсорном экране выберите пункт «Оплата парковки».
  3. Введите номер парковочной зоны (он выводится по умолчанию для данного паркомата).
  4. Введите госномер с указанием кода региона: например, А000АА196.
  5. Выберите желаемую продолжительность времени парковки. Она устанавливается с точностью до 15 минут.
  6. Произведите оплату. Стоит обратить внимание: при оплате «ЕКартой» необходимо дождаться списания средств, что может занять несколько секунд. С карты спишется сумма, равная стоимости указанного времени стоянки.
  7. Заберите и сохраняйте чек – он является документом, подтверждающим оплату.

Если понадобится продлить время парковки, следует иметь в виду, что на это отводится не более 15 минут.

Создан специальный сайт «Парковочное пространство Екатеринбурга», где после регистрации автолюбитель получает личный кабинет и возможность отслеживать свои транзакции, видеть все адреса платных парковок и число машиномест на каждой из них.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах