«Шашечки» обязательны
Ни для кого не секрет, что автомобили в столице Урала уже давно превратились из роскоши в средство передвижения, что естественным образом сказалось на доступности тех же такси. Конкуренция между компаниями-перевозчиками в Екатеринбурге сегодня настолько велика, что порою легче (а иногда и дешевле!) заказать машину, нежели трястись в автобусе, троллейбусе или трамвае. Сегодня в столице Урала она почти полностью отсутствует. По городу работает порядка 200 компаний (30 из них — достаточно крупные), занимающихся перевозкой пассажиров. При этом не более 10 перевозчиков имеют свой автопарк. Что касается парка такси в области, то он оценивается в 30 тысяч автомобилей. Известно также, что большинство из них работают посредством диспетчерских служб. В ряде организаций автомобиль дается водителю в аренду, и тот сутки находится за рулем. Естественно, что усталость водителя дает о себе знать, сказываясь на качестве работы такси и безопасности пассажиров.
Однако с 1 сентября этого года в силу вступает федеральный закон «О лицензировании такси», который может сильно осложнить работу местных перевозчиков. Отныне каждый автомобиль, работающий как такси, должен быть в собственности юридического лица или ИП. Кроме того, существуют ограничения по возрасту автомобилей и стажу таксистов (не менее 3 лет за рулем), необходимость проверки технического состояния машин каждые 6 месяцев, ежедневная проверка здоровья водителей, обязательное наличие GPS, кассового аппарата, таксометра, детского кресла. Наличие у компании своего автопарка — также необходимо (плюс «шахматная» схема на автомобиле — «шашечки»).
Таксисты недовольны
С одной стороны, работа служб такси по новым правилам должна привести к повышению качества услуг и безопасности пассажиров. Однако, как мы выяснили, большинство самих таксистов относится к закону, мягко говоря, с «прохладцей».
— Закон «О лицензировании такси» не выдерживает никакой критики, — делится с нами замдиректора одной из компаний-перевозчиков Екатеринбурга Владимир Шаповалов. — От него будет плохо всем — и таксистам, и пассажирам. Когда закон вступит в силу, а главное — начнет действовать, стоимость поездки по городу возрастет в разы. Большинство мелких предприятий закроется, останется пара-тройка монополистов. Вы представляете, сколько человек потеряет работу? Ведь именно в таксисты ушли сотни горожан, потерявших во время кризиса возможность прокормить семью или выплачивать кредиты. Многие так и остались в этой профессии…
Как видим, ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд. Рынок такси Екатеринбурга сегодня развит необычайно. В столице Урала есть «бюджетные» такси и такси VIP-класса (в автопарке — исключительно дорогие иномарки). Есть такси, где водителями работают исключительно женщины, и такси, специально приспособленные, чтобы развозить детей. В Екатеринбурге и Нижнем Тагиле есть даже «социальное такси», оказывающее услуги людям с ограниченными возможностями — они работают на базе районных центров соцобслуживания. А главное — в столице Урала существуют более-менее доступные для многих горожан тарифы.
Начальник PR-службы одной из городских компаний-перевозчиков Николай Вагин:
— Минимальная стоимость поездки сейчас составляет у нас 100 рублей. Причем это еще не самый минимум, я знаю, что есть компании, где эта сумма составляет 80 рублей. Правда, как-то в новогодние праздники мы поднимали расценки на 30%, это было связано с участившимися снегопадами и постоянными пробками. Но теперь тарифы снова снижены…
Переходный период
Между тем, министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области обещает таксомоторным предприятиям «переходный период» для получения лицензии. По уверениям исполняющего обязанности руководителя ведомства Евгения Корягина, до конца 2011 года к компаниям, еще не получившим лицензии, жесткие санкции применяться не будут. В ближайшее время областное Заксобрание рассмотрит проект закона о работе такси на Среднем Урале, принятие которого позволит бороться с нелегальными перевозчиками. «Важный пункт, который нашел отражение в документе, это необходимость размещения на улицах специальных парковок для такси. Сейчас часто мы видим, как многие просто откровенно «бомбят», предлагая свои услуги прямо на остановочных комплексах. Так не должно быть». – заявил чиновник.
В областной ГИБДД также подтвердили, что штрафные санкции будут применяться к уральским таксистам только с января 2012 года, хотя, допустим, за перевозку маленького ребенка без детского кресла вас могут оштрафовать и сейчас. Диспетчеры об этом знают и, как правило, спрашивают клиентов по телефону — будут ли с ними дети.
Стоит отметить, что легализовывать своих таксистов впервые начали в Москве. И пока это единственный в России город, где выдаются документы, дающие право на извоз. С 1 января штрафы за отсутствие разрешений будут составлять в столице России до 10 тысяч рублей. Кроме этого, штрафовать нелегалов будут также за незаконное использование атрибутики и за невыдачу кассового чека.