Екатеринбург, 31 октября, АиФ-Урал. Свердловское Законодательное собрание 13 ноября приступит к рассмотрению закона о бюджете на три года вперед. Несмотря на негативные макроэкономические прогнозы, областной Минфин уверенно прогнозирует рост доходов в консолидированный бюджет региона.
Сколько возьмут денег
Как отмечается в приведенной справке, сопровождающей проект областного кошелька, в 2013 году объем поступлений в казну области и муниципалитеты составит 192 млрд рублей, в 2014-м - 210 млрд рублей, а в 2015-м - 227 млрд. Как разъяснили «АиФ-Урал» в Минфине, размер бюджета будет постоянно увеличиваться на сумму от 8 до 13%, что укладывается или даже опережает темпы инфляции. К этим же суммам прибавляются ежегодные «добавки» из федерального бюджета - так называемые трансферты. Сказать точно, какой будет размер дотаций, из-за многих факторов специалисты не берутся. Например, в 2012 году все ждали 8 млрд рублей, а на деле из столицы пришло более 17 млрд. Тем не менее прогнозы есть. В частности, в 2013 году Москва даст (а по сути - вернет ранее взятые налоги) Среднему Уралу около 8,5 млрд рублей, а в 2014-2015 годах - приблизительно по 6,5 млрд каждый год.
Впрочем, картина с доходами в бюджет выглядит радужно до тех пор, пока не подсчитаны расходы. Дело в том, что в 2013 году запланировано потратить 212 млрд рублей, то есть на 11,5 млрд больше даже с учетом вернувшихся «московских» денег. Это размер дефицита бюджета - одно из имен дьявола. В последующие годы дистанцию между потребностями и возможностями власти обещают сократить с 11 млрд до 7,118 млрд в 2014-м и 2,8 млрд в 2015 году.
...И с кого больше всех
На фоне этих цифр весьма любопытна методика формирования казны. Не считая федеральных денег, она состоит из неналоговых поступлений (сдача в аренду имущества) и налогов. Причем на фоне выручки от, например, аренды, которая в общей массе не превышает 8-9% от всех средств, львиная доля доходов состоит именно из отчислений. В 2013 году это акцизы (13,9 млрд), налог на имущество организаций (14,8 млрд) и налог на доходы физических лиц, что в будущем году составит 46,0 млрд рублей. Больше отдают в бюджет лишь коммерческие организации, выплачивая налог на прибыль организаций. В 2013 году с коммерсантов будет собрано 55,1 млрд рублей. Однако на этом фоне более всего интересна динамика налоговых поступлений. Из нее следует, что вклад граждан в формирование бюджета региона все время растет. Если в 2012 году налоги граждан составляли 38,7% всех налоговых поступлений, то к 2015 году они будут составлять 41,9%.
Исходя из таких расчетов, наблюдатели предлагают внимательнее относиться к расходам чиновников. Как неоднократно писал «АиФ-Урал», слуги народа не сильно стараются экономить бюджетные деньги, закупая для своих автомобили, мебель и даже алкоголь. Впрочем, не стоит даже выискивать подозрительные госзакупки. Все проще: в проекте главного финансового документа на 2013 год значится увеличение сметы на содержание, например, администрации губернатора. Она будет обходиться областному бюджету на 20 процентов дороже, чем в 2012-м, и потребует 298 миллионов рублей, что на 51 миллион больше, чем сегодня. Что любопытно, рост расходов объясняется не столько 6-процентной индексацией зарплаты чиновников, сколько реорганизацией самой администрации. О сокращении трат, заметим, речи нет. В 2014-м зарплата главы региона составит 4 миллиона 167 тысяч, в 2015-м - 4 миллиона 375 тысяч за год против 3 миллионов 955 тысяч рублей в 2013-м.
На содержание Заксобрания, а также представительных органов муниципальных образований свердловский бюджет в 2013 году потратит 439 миллионов рублей. Аппарат Заксобрания и субсидии на приобретение жилья депутатам парламента и работникам аппарата в 2013 году обойдутся бюджету в 328 миллионов 486 тысяч рублей. Зарплата спикера Заксобрания в следующем году составит примерно столько же, сколько и у губернатора, - 3 миллиона 227 тысяч рублей. Причем это на 12 процентов больше, чем в 2012 году.
Давайте считать
Быть внимательными предлагает налогоплательщикам и политолог Анатолий Гагарин. Он же отмечает и определенные сложности в контроле за поведением чиновников. «Тут возникает мощный побочный эффект, который мешает гражданскому контролю: просыпаются и выносятся на поверхность процесса люди, заинтересованные в получении мгновенного эффекта, который становится самоцелью и фундаментом личного пиара-карьеры. Поэтому другие отшатываются от такой деятельности, видя, что хорошую идею забалтывают, замитинговывают. Есть стайеры и спринтеры гражданского процесса. Пока впереди спринтеры, но они быстро сходят с дистанции. А народ устает смотреть на этот парад-алле. Нужен ПОСТОЯННЫЙ ПРОЦЕСС гражданского самоконтроля, а пока мы видим сменяющихся антрепризных акторов-актеров. Однако если возникают вопросы по использованию налогов, то нужно обращаться к депутатам ЗС как представителям избирателей-налогоплательщиков. Еще один путь - жалоба в соответствующие контролирующие структуры регионального и федерального уровня, ну или в общественные организации. И, наконец, можно создать собственную инициативную группу», - рекомендует эксперт.