Примерное время чтения: 11 минут
338

Управдом – друг человека! Как ТСЖ на Урале уменьшает платежи за коммуналку

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. «АиФ-Урал» 12/07/2023

«У нас управдом – друг человека!» Эта фраза, сказанная  героиней Нонны Мордюковой в культовом фильме Леонида Гайдая, стала в СССР крылатой. О том, как меньше платить за «коммуналку», сомнительной обоснованности новых тарифов и философии ЖКХ ural.aif.ru рассказала руководитель ТСЖ «Прогресс» Оксана Курбатова.

На круги своя

Алексей Смирнов, «АиФ-Урал»: - Оксана, сколько лет вашему дому?

Оксана Курбатова: Дом строился с 1985 по 1987 год и сдавался в несколько очередей. Наша семья получила там квартиру – тогда в стране ещё предоставляли жильё. Меня здесь знают с семи лет, по сути, я здесь выросла. В начале нулевых родители сменили место жительства, но позже, когда я вышла замуж  у нас родилась дочка, мы с супругом решили приобрести квартиру именно в этом доме. Всё вернулось на круги своя, только подъезд поменялся. В нашем девятиэтажном МКД 360 квартир, то есть примерно тысяча жителей.

- Как вы возглавили ТСЖ?

- В сферу ЖКХ я пришла 15 лет назад и до сих пор ищу ответ на вопрос: мы платим за услуги втридорога, почему мы живём-то так плохо? Вопрос о председателе и создании товарищества собственников жилья встал сам собой, потому что в какой-то момент возникло двоевластие: часть подъездов относилась к управляющей компании, часть – к жилищному кооперативу. УК ничего не делала, подъезды были в ужасном состоянии. Царил полнейший бардак: где-то горячую воду начисляли по прибору учёта, а где-то брали по нормативу. Причём норматив за три подъезда обходился дороже, чем счётчик за семь! Возникала путаница, убытки были колоссальные. Один инициативный жилец установил на трубу счётчик и написал ресурсникам: «Мы всё сделали, теперь начисляйте нам по прибору учёта». Ему ответили: «Молодцы, отлично!» И начали брать деньги со всего дома по счётчику, а трём подъездам выставляли ещё и норматив! Нужно было объединить дом, территорию, трубы отопления, ХВС и ГВС, разработать проекты, внедрить их и так далее. Но к 2008 году дом ушёл под единое управление.

- Было трудно?

- Было интересно. У меня математический склад ума, я очень люблю цифры, ими можно объяснить всё что угодно. Когда ты начисляешь жильцам за горячую воду, условно говоря, 200 тысяч, а от ресурсников приходит счёт на 380 тысяч рублей, поневоле задумаешься: из какой статьи мы будем покрывать недостачу? Главной задачей было найти и ликвидировать в доме слабые места. Например, мы платили космические деньги за тепло, потому что через нас проходила магистральная труба. Первое, что мы сделали, - оборудовали свою магистраль и сразу же её утеплили. В результате стали платить за тепло 300 тысяч. Точно такие же дома – в два раза больше.

В доме Оксаны Курбатовой - 360 квартир и около тысячи жильцов.
В доме Оксаны Курбатовой - 360 квартир и около тысячи жильцов. Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

Другой важной мерой была установка газового счётчика. В своё время жильцов нашего дома хотели обязать поставить приборы учёта газа. Если бы собственники делали это в индивидуальном порядке, то потратили бы из своих карманов в общей сложности 4 млн рублей. Возникла идея: а почему бы не установить в доме один общий газомер, а расходы не поделить между всеми пропорционально количеству членов семьи? Эта история длилась девять месяцев, но в итоге мы стали первыми в Екатеринбурге, кто установил счётчик газа в старом МКД (в новых это делается сразу). Общедомой прибор учёта (ОДПУ) обошёлся нам в 704 тысячи рублей. Казалось бы, сумма огромная. Но! Во-первых, мы не собирали с жильцов дополнительные деньги – средства сняли со счёта на капремонт, который тогда ещё входил в статью «содержание жилья». Во-вторых, экономия получилась колоссальная!

В четыре раза!

- Что изменилось?

- Если нет приборов учёта, то плату за газ ресурсники выставляют по числу зарегистрированных жильцов и по нормативу. А норматив потребления газа в Екатеринбурге – 10,2 куба в месяц на человека. Но, как только мы начали пользоваться ОДПУ, люди стали платить в среднем за 2–2,5 куба. Разница – в четыре раза! Счётчик окупился за полтора года, и сегодня мы продолжаем экономить на газе. Каждый наш жилец в год отдаёт за него на 550 рублей меньше, чем потребители в соседних домах, которые платят по нормативу.

- Правда ли, что ваш дом платит за вывоз мусора «по факту»?

- Да, с 2019 года, хотя добиться этого было непросто. У нас многодетная семья, до реформы впятером платили около ста рублей в месяц. И когда власти ввели плату в 148 рублей с человека (740 на всю нашу семью), первой мыслью было: это ненормально! У меня нет юридического образования, но я умею считать. Как выяснилось, львиная доля тарифа действительно уходит на транспортировку мусора, но я была удивлена, что 24 рубля были заложены на обслуживание договора. Эти деньги мы платим лишь за то, что нам раз в месяц приносят квитанции. Не слишком жирно? Тогда-то и решили организовать раздельный сбор ТКО. Батарейки и лампы мы собирали давно, оформили договоры на вывоз макулатуры и пластика...

- Вы отрицательно относитесь к нормативам?

- Я их принципиальная противница – в бытовом и  философском плане. Человек должен платить за то, что он потребляет, а не за усреднённый объём коммунальных благ, который вывел некий чиновник по непонятной для людей формуле! Нормативы – это для тех, кому лень или некогда думать. Например, сегодня норматив по отоплению – 0,033 Гкал на квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц. А мы в тёплые месяцы (октябрь, ноябрь) тратим 0,015 (в два раза меньше), в самые холодные – 0,023 (на треть). Конечно, бывают ситуации, когда в финансовом отношении норматив предпочтительнее, но я о них рассказывать не буду, дабы не искушать народ…

Маленькое государство

- Все жильцы одобряют то, что вы делаете?

- Наше ТСЖ – это маленькое государство, и соотношение жителей такое же: кому-то нравится всё, что я делаю, кто-то относится нейтрально, а кто-то критикует. Но это нормально, так и должно быть. Например, с одним собственником мы судились два года! Долг за ЖКУ у него был около 80 тысяч рублей. Замечательный человек , пенсионер, жена и падчерица не работают. Но мы отключили ему электроэнергию. Он жаловался во все инстанции, однако всё было по закону. В конце концов мы договорились о реструктуризации.

Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

А недавно мы замахнулись на «скользкую» тему мест общего пользования. Речь идёт о кладовках, которые устроили в подъездах за лифтами жильцы ещё в советское время. Мы хотим их ликвидировать как класс, потому что это не только колхоз-стайл, но и нарушение правил пожарной безопасности, уменьшение общей площади дома. Мы провели опрос: пользуетесь или не пользуетесь  вы кладовкой? Выяснилось, что 70% жильцов не имеют к ним никакого отношения!

- В этом году большой ажиотаж возник из-за новых тарифов на ЖКУ. Они обоснованны?

- Мы должны сравнивать одни и те же параметры – одинаковое количество воды, тепла, газа, электроэнергии, площадь квартиры. Например, приходит собственник и жалуется: «Я за двушку отдал 8 тысяч!» Я смотрю его платёжку, а там значится 23 куба воды! Вопрос: что он с ней делает? Дельфинов разводит? Или у него унитаз течёт? Как он может сравнивать себя с соседом, который всё лето живёт на даче?

ТСЖ первым в Екатеринбурге организовал раздельный сбор мусора и стал платить за вывоз ТКО
ТСЖ первым в Екатеринбурге организовал раздельный сбор мусора и стал платить за вывоз ТКО "по факту". Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

Что касается новых тарифов, то их обоснованными назвать трудно. Нам сказали, что в Свердловской области «неправильно» были настроены приборы учёта, потому что в выходные дни считался ночной тариф. Но у нас и тарифы были совершенно другие, чем в других регионах. В результате нас перевели на «правильную» схему, однако и тариф пропорционально увеличился.

- Но тарифы устанавливают «сверху»…

- Да, и моя задача сделать так, чтобы платежи не скакали. Я составила табличку за несколько лет. ЖКУ, конечно, дорожают, но нельзя сказать, что глобально. На примере нашей семьи: в среднем у нас в 2020 году зимой на двушку в месяц выходило 5 900, в 2021-м – 6 170, в 2022-м – 6 450, в 2023-м – 7 100. То есть повышение есть, но оно не такое глобальное. Мы постоянно пытаемся что-то утеплить, усовершенствовать, улучшить. У нас работает настоящий Кулибин – инженер Виктор Новосёлов. У него золотая голова и золотые руки! Например, мы один из двух домов в Екатеринбурге, где установлены датчики уровня воды в канализации. Как только он повышается, инженеру приходит СМС, что где-то рядом возможен засор. Он приходит и всё устраняет. Это только одно из его ноу-хау.

Руководитель ТСЖ «Прогресс» Оксана Курбатова, слесарь-сантехник Дмитрий Воронов и инженер Виктор Новосёлов.
Руководитель ТСЖ «Прогресс» Оксана Курбатова, слесарь-сантехник Дмитрий Воронов и инженер Виктор Новосёлов. Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

- На что уходит больше всего сил?

- На отчётность. Я не против отчётности как таковой, но она очень часто бывает бездумной и ненужной. Порой это откровенно бесит. Где-то надо биться лбом, где-то что-то доказывать. По счастью, практически всегда находятся люди, которые готовы нам помочь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах