Примерное время чтения: 6 минут
172

Уральские музеи против возрастных ограничений на выставках

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. «АиФ-Урал» 05/03/2014

Однако, памятуя о цензурных ограничениях, коснувшихся детской литературы и кинематографа, свердловчане готовятся к худшему. Как отнеслись к этой теме ведущие музеи и галереи Екатеринбурга – в материале «АиФ-Урал».

«Нет нигде в мире»

Заместитель директора по развитию Музея истории Екатеринбурга Светлана Булатова:

– Мы уже не первый год живем в этих реалиях и стараемся выдерживать маркировку, извещающую о возможных возрастных ограничениях. Подобным грифом мы сопровождали выставку графики Дега, посвящённую жизни французских «гетер», или инсталляционный проект Леонтия Озерникова. Речь не всегда идёт о каких-то подцензурных моментах, часто мы делаем такие оговорки в силу сложности и неоднозначности представляемого контента. Предположим, выставки о войне могут содержать документальные кадры, живописующие все её неприглядные подробности.

Но, конечно, в процессе введения подобных ограничений необходимо чувство меры. Сейчас нет недостатка информации – принимая решение, идти или не идти на тот или иной концерт, выставку, вы уже представляете, что вас может там ожидать. И все эти обозначения и маркировки – в известной степени условность.

Заместитель директора по выставкам и развитию Екатеринбургского музея изобразительных искусств Юлия Сирина:

– Я не знаю, кто автор этой идеи, но это какой-то абсурд. Такая идея не принесёт ничего хорошего, особенно если учесть те крайности, в которые у нас в стране любят ударяться. Они решили сделать акцент на том, что никогда не акцентировалось! Даже если в нашем музее пройдёт экскурсия для школьников, экскурсовод никогда не обострит эту тему. Даже если в поле зрения школьника и попадёт такое произведение искусства, то речь пойдёт о мастере, материале, манере исполнения – это очевидно.
Или мы должны взять все обнажённые скульптуры, поставить их в один зал и повесить табличку «18+»? Извините за слово, но я это называю «открыть в музее маленький бордель». Такого нет нигде в мире!

Очередной пиар-ход

Руководитель Отдела выставки и экспозиции фотографического музея «Дом Метенкова» Артем Беркович:

– На мой взгляд, это простая политическая спекуляция, ничего больше. Такое нововведение не скажется положительно ни на детях, ни на музеях. Надо понимать, что музей для ребёнка не является главным источником информации – на него в современном мире давят другие «столпы»: телевидение и Интернет. Музей в этом смысле никакого вреда принести не может! Это ясно всем. В музеях выставлены либо вещи проверенные временем, либо осмысленные современные произведения. Те люди, которые сидят сверху и пытаются что-то запрещать, сами всё понимают, но всё равно делают это, чтобы создать вокруг своей персоны лишний информационный повод. Это просто-напросто новая пиар-акция какого-нибудь депутата: громче, абсурднее!

Ну что ж они, шорты на статую Давида натянут, что ли? Или отправят в запасники все собрание Боттичелли? В последнее время такое ощущение, что большую современную страну хотят превратить в огромный монастырь!

Арт-директор Екатеринбургской галереи современного искусства Борис Салахов:

– Мне кажется, музеи должны иметь возможность самостоятельно определять, что показывать, а что нет. Это непосредственно зона профессиональной ответственности музейных сотрудников, в которую недопустимо грубое вмешательство извне. Каждый должен заниматься своим делом. Ведь изобразительное искусство отражает нашу историю, передаёт информацию, является связующим звеном между эпохами.

Вспомните хотя бы искусство Возрождения, объединившее античный культ человеческого тела и средневековую духовность. Запретить к показу выдающееся произведение или выдернуть его из контекста своего времени – это, на мой взгляд, фальсификация и мракобесие.

Всех под одну гребёнку

Председатель правления Свердловского регионального отделения Союза художников России Сергей Айнутдинов:

– Что касается темы возрастных ограничений в музейном деле, то тут я бы не советовал собирать все учреждения под одну гребёнку. Ведь есть организации крупные, известные, проверенные временем, а есть зарегистрированные на раз галерейки, где за деньги выставить можно всё что угодно. Необходимо четко понимать, чью деятельность стоит ограничивать такими маркировками, а чьей это может только навредить. Ну какие вопросы могут быть в этом плане к ведущим выставочным площадкам страны?

Неужели академический рисунок, живопись и скульптура именно то непотребство, от которого нужно ограждать детей, с которым нужно бороться? Это даже звучит абсурдно. Если и дальше идти по этому пути, то как трактовать занятия в художественных училищах и колледжах, где рисуют с обнажённой натуры? Между прочим, в учебные заведения эти приходят школьники после 9-го класса, которым еще не исполнилось 18 лет.

Кстати

Всплеск неодобрения (но уже со стороны не музейщиков, а уральских родителей), связанный с возрастными маркировками закона «О защите детей», имел место ещё в 2012 году. Тогда под строгое внимание экспертов попали советские мультфильмы: «Ну, погоди!», «Чебурашка» и другие. На тот момент шёл разговор о переносе на одном из телеканалов мультфильма «Ну, погоди!» на поздний час – после 23.00. Ведь, согласно закону, сюжет про волка и зайца попадает в категорию «18+». Например, в одной из сцен волк буквально выкуривает свою жертву из телефонной будки, что приравнивается к пропаганде вредных привычек. Да и Крокодил Гена не раз попадал в поле зрение камеры с трубкой во рту.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах