Наркотический капкан
Что люди знают о наркоманах? Общее представление едино: грязные, покинутые обществом люди, практически животные, обитающие в темных подвалах или в квартирах с ободранными обоями. Возможно, со стороны так и есть, но что же с их внутренним миром? Обыватели привыкли считать, что его уже нет, что он весь выжжен химией и другими препаратами, губительными не только для тела, но и для души. Тем временем эти несчастные продолжают надеться, верить, ждать спасения, потому что сами себе это спасение подарить уже не могут. Они так же, как и мы, страдают и так же мечтают. Мечты – не какие-то иллюзии с розовыми пони, а желание жить лучшей судьбой – особенно сильны в сердцах молодых девушек, попавших в наркотический капкан.
Именно о таких девушках сняла фильм Светлана Стасенко. Он был презентован публике на фестивале документального кино «Россия». Картина, не оставившая равнодушным ни одного зрителя, наглядно показывает: наркотик не выбирает, он хватает всех без разбора. Хватает школьниц, молодых мам, художниц, музыкантов, мастеров спорта – все они в одно время или по очереди побывали в женском реабилитационном центре под Екатеринбургом. Все они после той или иной ситуации, в основном же по инициативе отчаявшихся родителей, попадали в учреждение уральского фонда «Город без наркотиков».
«Предложила лучшая подруга»
Несмотря на такую страшную тему, задевающую любого семейного человека, лента начинается с красочной картинки летнего Екатеринбурга. В первых кадрах зритель видит солнечный центр города со старинными ажурными особнячками, отдыхающих свердловчан, переливающуюся зелень, порхающих голубей. И практически тут же публику кидают в совершенно другую реальность – в дом за чертой мегаполиса, где пытаются спастись сами и спасти своих подруг девушки-реабилитантки. После видов бурлящего Екатеринбурга эта картинка рождает один вопрос: как эти молодые, красивые, улыбающиеся подопечные центра смогли отказаться от настоящей насыщенной жизни и перейти в другой, губительный мир, основанный на минутных наркотических вспышках удовольствия? «Мне лучшая подруга предложила. Ее родители были очень богаты, поэтому она могла все это спонсировать», – рассказывает одна из героинь. Разве стоит ожидать подвоха от хорошо знакомых людей? Конечно нет! Особенно в таком юном возрасте. Это та ловушка, которая без проблем собирает неокрепших сознанием ребят в свои страшные сети.
Но главная роль в документальном фильме отведена отнюдь не этой реабилитантке с фиолетовыми косичками, а девушке Кате, которая решила, что выручать из глубокой наркотической ямы будет не только себя, но и новеньких – подопечных центра, заблудившихся всего лишь в двух категориях: хорошо и плохо. Она выбрала путь негласного лидера – тяжелый труд и над собой, и над другими. Катя – умный, образованный, разносторонне одаренный человек. Без особого внутреннего напряжения она рассказывает о своей беде, делает это с улыбкой на лице и во взгляде и этому же учит своих подруг, пока не способных признаться себе во многих вещах, ведь это приносит новые страдания, уже не физические. Речь идет о полном осознании своего поведения, того вреда, что был причинен самым близким, любящим людям. «Родители снова начинают верить мне, верить в меня. Они верят сейчас и продолжат это делать», – делится своими мыслями с создательницей картины одна из постоялиц учреждения, постоянно вытирая слезы.
Спасти луч надежды
Женский центр – не трудовой лагерь. Точнее, не только трудовой, ведь девушки сами себя обслуживают – прислуги нет. Ухода требует и огромный светлый дом (в комнатах которого можно разглядеть и книги, и полки с дисками, и спортивные тренажеры), и огород, и территория вокруг постройки. Всем этим хозяйством в фильме также руководит Катя, но помимо этого она помогает девушкам развиваться и в другом направлении – творческом. Например, ставить танцы, театральные представления, репетировать песни – делать все то, что помогает человеку немного расслабиться и выпустить наружу, в положительном ключе, те эмоции, которые долго прятались внутри. Под ее присмотром на импровизированной сцене героини домашних спектаклей разыгрывают истории своего прошлого, прошедшего в мутном омуте, но затем обращаются и к теме отказа и излечения, что всего за несколько минут наглядно демонстрирует верный путь, которым они теперь идут. Глядя на свою жизнь, вписанную в короткую постановку, со стороны они видят, что за дорогу им пришлось пройти, и понимают, что бросать ее сейчас – до отчаяния жаль.
И так же – все вместе, так же – с творческим посылом, без агрессии – девушки старались спасти свой нынешний дом, можно сказать, луч надежды в их темном прошлом – реабилитационный центр, который посторонние люди пытались разрушить, не вникая ни во что.