Человеку незнакомому с этим непростым ремеслом кажется, что создание анимационного фильма - скорее просто развлечение, которое по сложности не сравнится со съемками заграничных блокбастеров. Однако на деле все обстоит совсем иначе.
Простых путей нет
Вспомнить, когда я первый раз в жизни увидела мультфильм, мне так и не удалось. Но отголоски стойкого ощущения радости и веры в то, что эти зверята настоящие, в голове все же остались. Тогда казалось, что все сказочные персонажи на самом деле живут в телевизоре, пока однажды родители не рассказали - Русалочек и Винни-Пухов создают особенные люди - мультипликаторы. Но до конца понять все нюансы этого чудесного действа мне не удалось до сих пор.
За ответом я направилась прямиком в Свердловскую киностудию, где мне рассказали - создание любого мультика дело невероятно трудоемкое, занимающее очень много времени и сил. Так как же рождаются мультфильмы?
- Сама закваска мультфильма - это сильное желание оживить рисунок! - рассказывает мультипликатор, создатель «Муми-дола» Анатолий Аляшев. - Не что-то другое, например с помощью компьютерной техники динозавров… Нет, это не интересно! А именно твое творение на бумаге, у которого, скажем, всего четыре пальца и, быть может, один глаз, а он все равно оживает, - вот это самое главное.
Основными технологиями создания мультфильма считаются рисованная и кукольная. Нельзя сказать, что какая-то из них дается создателям сказочных историй проще, в каждом случае свои трудности. Так, в первом необходимо огромное количество изображений, ведь для одной только секунды требуется двадцать четыре кадра, которые нужно не просто набросать карандашом, но и перенести на специальную плотную пленку, раскрасить, а также не забыть про фон для того или иного действа в истории.
Во втором же нужно проявить ангельское терпение, чтобы буквально по миллиметру сдвигать части тел персонажа, а то и вовсе менять их, как запчасти, при помощи пинцета, чтобы в итоге привести героя в движение.
Как в командировку
Правда, теперь речи о том, что создание мультфильмов является вредным производством в связи с токсичностью краски, идти не может - материал стал безопаснее. Но от этого не легче.
- Например, я часто снимал только по ночам, потому что у нас в цехе была ужасная жара, - вспоминает Анатолий Алексеевич. - Дело в том, что цветная пленка требовала много света, что достигалось работой тридцати специальных приборов-прожекторов, что днем нестерпимо. И потом, когда наступал съемочный период, мы вообще уходили в студию как в командировку и это длилось больше полгода - снимать, снимать, снимать - вот такие условия. А в среднем мультфильм создается около полутора лет!
Такой хоть и гипертворческий, но местами нечеловеческий труд может омрачить и неудачный сценарий.
- Сценарий обязательно должен нравиться, - отмечает мультипликатор, - потому что фильм снимается долго и за это время сюжет уже ненавидишь просто. Начинает казаться, что шутки уже не смешные, примерно как рассказывать постоянно один и тот же анекдот.
В этом случае даже самая увлекательная на первый взгляд история может прекратиться в ужасную рутину, которая надолго отобьет всякое желание браться «за перо».