Местные обижаются
«Башня наша не считается падающей, так как ее наклон остается неизменным. Правильное ее название - Невьянская Наклонная Башня, - рассказывает, встречая нас, директор невьянского музея Анатолий Малютин. - Местные жители даже обижаются, если достопримечательность их города называют «падающей» или «пьяной».
По мне, так все равно как называть, лишь бы люди знали, что в России есть такое, и незачем в Пизу ехать.
История наклонной башни окутана легендами. Как нам рассказали музейные работники, до сих пор точно не известно - была ли башня изначально построена в наклон или же наклонилась позже. Непонятно и другое - зачем ее построили вообще. Однако установлено, что выстроили девятиярусную достопримечательность Невьянска в первой половине XVIII века по приказу Акинфия Никитовича Демидова. По одной из легенд, в наклонной башне делали монеты из золота, пробы - выше государственной. Также ходят байки о том, что под башней существовали некие затопленные подвалы, где эти монеты хранились. Но теперь их никто не может найти. Ну и, разумеется, существуют многочисленные мифы - почему же башня наклонная.
Итак, мы заходим на крыльцо башни и поднимаемся на первый этаж. Здесь «уголок Никиты Демидова»: инструменты мастера-оружейника, старинные карты и планы, интересные портреты и документы, рассказывающие о роде Демидовых. Известный портрет самого Никиты - в том числе…
Праздник физики
Минуя второй этаж, мы сразу поднялись на третий. Но не по простой лестнице, а… потайным ходом. Мы вошли в таинственную дверь, которую открывал сам Демидов - единственную сохранившуюся с тех времен. Кстати, толщина стен башни внизу достигает двух метров. Сделано это для того, чтобы разместить там потайную лестницу на третий этаж, в тайные лаборатории. Лестница - очень узкая и местами низенькая. В лаборатории размещены станок для чеканки монет и печь, в которой плавили серебро и золото. Экскурсовод Алексей даже предложил нам поиграть в демидовских рабочих: взять щипцами посудину с «серебром», поставить ее в печь, а когда воображаемое серебро расплавится, налить его в монетные формы.
На шестом этаже находится, пожалуй, самое интересное для детей помещение башни - слуховая комната. Потолок в ней сводчатый, в виде купола. И если встать в противоположных углах комнаты и из одного угла шепнуть что-нибудь тихо-тихо, то стоящий в другом углу человек отлично услышит шепот. А вот те, кто находится в середине комнаты, не слышат ровным счетом ничего! Нам очень понравился этот «фокус» - настоящий праздник физики! По легенде, слуховая комната была построена Акинфием, чтобы быть в курсе - о чем шепчутся по углам его гости или рабочие. И, в случае чего, принимать меры.
Из слуховой комнаты по очень крутой лестнице мы поднялись на седьмой ярус башни. Там находится старинный английский часовой механизм.
А часы-то - дороже!
У башни есть четыре часовых циферблата - по числу сторон света. Каждые четверть часа раздается звон колоколов, каждый круглый час бьет набат - столько раз, сколько времени показывают часы. И каждые три часа куранты играют фрагмент из оперы Глинки «Иван Сусанин» «Славься». Но в колокола звонит не звонарь, а часовой механизм с музыкальным барабаном, на котором некогда было закодировано 18 мелодий. «Интересный факт, стоили часы по тем временам очень дорого - за них было заплачено 5000 рублей золотом. А вся башня с материалами и работой обошлась Демидову в 4207 рублей 60 копеек», - рассказывает экскурсовод.
…Мы стояли рядом с механизмом как раз тогда, когда часы били без четверти три. Было очень интересно смотреть, как поворачивается валик, как натягиваются тяги, идущие через отверстие в потолке прямо к молоточкам, которые бьют по колоколам. За то время, что осталось до боя курантов, мы успели осмотреть колокола и прогуляться по балкону на головокружительной высоте. Может быть, и права одна из легенд: Демидов выстроил себе дозорную башню. Видно далеко вокруг даже сейчас, а уж тогда...