Подальше от суеты
В уральской столице появилось удивительное место, где настроение стремительно улучшается, а загаданное желание сбудется почти наверняка. Это вовсе не лавка волшебника - это выставка «От Тибета до Урала. Великий путь», которая открылась в Музее истории Екатеринбурга.
Загадочная для русского человека экспозиция, повествующая об истории буддизма на Урале и в Поволжье, разместилась в укромном уголке музея, большие окна которого скрыты под плотным полотном. Даже в этом приятном, после палящего солнца, взгляду полумраке статуи Будды, костюмы, ритуальные предметы и свитки с изображениями божеств ярко мерцают позолотой, которая так и не стерлась, несмотря на прошедшие годы. Живительная атмосфера спокойствия, царящая в выставочном зале, и позы замерших в умиротворении статуй способствуют тому, что суета рабочего дня и все мирские волнения сами собой удаляются на задний план.
Заглядывая в стеклянные кубы, где в позе лотоса расположились отлитые из различных сплавов фигурки, про себя размышляешь только над одним вопросом: «Что за положительная сила таится в этих предметах чужой религии?». Однако кроме энергии, благодаря которой статуэтки источают теплое сияние, в них кроются и другие секреты. История рассказывает, что одна из таких тайн привела даже к массовой порче уникальных скульптур: люди, жадные до денег, калечили небольшие изваяния, разбивали или грубо вскрывали их металлическую поверхность. Дело в том, что в полое тело миниатюрных божеств вкладывались реликвии, ценные не только своим духовным содержанием, но и стоимостью на рынке, - вещи, оставшиеся от известных йогинов и лам.
Чудом спасенные
Однако драгоценностей было не так много, как хотелось бы горе-кладоискателям, и это не единственная история, повествующая о безжалостном уничтожении дорогих буддийской религии предметов.
- Во время Великой Отечественной войны в Свердловск было переведено большинство машиностроительных заводов, которые производили большое количество вооружения для нужд армии, - рассказывает президент Екатеринбургского Буддийского центра Алмазного пути Традиции Карма Кагью Александр Кулигин. - В 1943-1944 годах, по сведениям местных источников, на Урал привезли несколько вагонов буддийской религиозной утвари. Эти предметы либо отбирались, либо добровольно передавались людьми для того, чтобы поддержать обороноспособность. Все красивые вещи, которые сохранялись длительное время и были реликвиями, уничтожались в печах.
К счастью, в переплавку попали далеко не все - одна часть привезенного на Урал богатства осела в домах у простых заводских рабочих, которые вовремя припрятали приглянувшиеся предметы, а другая была сохранена в частных коллекциях и у скупщиков антиквариата.
Неспешным шагом обходя зал музея истории, нельзя не приблизиться к другому объекту экспозиции - конструкции, что заняла почетное место в самом центре площадки. Пирамидальное сооружение, покрытое причудливой резьбой и яркими цветными камушками, притягивает к себе практически с физической силой. Буддийская ступа XIX века является бесспорной изюминкой выставки, но не только из-за своего размера, который равен одному метру. Эта настоящая храмовая реликвия, символизирующая вселенную, концентрирует вокруг себя благоприятное поле, которое дает местности и населяющим ее людям умиротворение и счастье, мир и изобилие.
Говорят, что если обойти вокруг этого священного сооружения и загадать желание, оно наверняка сбудется благодаря неиссякаемому источнику позитивной энергии. К слову, в случае благоприятного исхода дела екатеринбуржцы и сами смогут хоть каждый день считать круги вокруг ступы, питаясь волнами положительной энергии. Сотрудники местного буддийского центра уже ведут диалог с мэрией уральской столицы о возведении этой архитектурной формы на территории города. Если задумка воплотится в реальный проект, ступа может появиться на Метеогорке или другой площадке, приобщив Екатеринбург к процессам мировой религии и культуры.