Большой выбор
Однако, чтобы выйти на сцену и заблистать перед зрителем во всей красе, предстоящей звезде нужно пройти множество этапов.
В первую очередь, прежде чем создавать эскиз героя, необходимо определить, по какой системе он будет собран, а их великое множество. Только основных направлений мы с главным художником Екатеринбургского театра кукол Юлией Селаври насчитали шесть штук, а они, в свою очередь, могут включать в себя еще по несколько пунктов.
Мало кто знает, но кроме марионеток, которые, кстати, являются самыми сложными по ведению, существуют верховые куклы, разыгрывающие историю на ширме; планшетки - эта кукла «работается» либо на полу, либо на столе; вертепные, теневые, а также мапетные, или мимирующие куклы и многие другие.
Чтобы в будущем маленьком актере театра «затеплилась» жизнь, судьбу его внешнего вида в первую очередь решают режиссер и художник, которым предстоит прийти к общему знаменателю, а это бывает непросто. Разное видение персонажа и его роли в спектакле зачастую вызывают массу споров, бурлящих над столом, заваленным набросками и эскизами.
На втором этапе «рождения» жителя театра создается подробный чертеж, который обязательно должен быть выполнен в натуральную величину куклы, в противном случае, уже при исполнении, в цехе могут возникнуть проблемы.
С этого момента дальнейшая судьба куклы зависит от системы, в которой она будет сделана. Если она задумывается с механикой или как марионетка, ее уже физическое существование начинается с лепки. Для этого непростого дела в екатеринбургском театре используют обычную глину, хотя в некоторых учреждениях этому материалу предпочитают пластилин.
Обрастает… «мясом»
Далее по получившейся форме делается отливка из гипса, состоящая из двух половинок-вывороток, и уже по этой форме выклеиваются папье-маше.
- Часто непосвященные считают, что папье-маше делается обязательно из газеты, - рассказывает Юлия Владимировна. - Да, она мягкая, она легко промокает и пропитывается клейстером и так далее, но газета - это очень много слоев. Мы ее иногда используем, конечно, но совершенно не обязательно.
Только после этого головка будущей куклы собирается на скрепки, заклеивается, заравнивается и отдается конструктору, который в свою очередь делает, условно говоря, скелет. А затем будущий персонаж сказочной истории снова отправляется в бутафорский цех, где на остов набирают «мясо», если применить процесс создания маленького актера к человеческим параметрам, сравнивает главный художник театра. В ходе этого этапа кукла приобретает необходимый объем на ручках, ножках и корпусе, которые впоследствии в швейном цеху мастерам предстоит обтянуть яркими нарядами.
К слову, сшить такой костюмчик намного сложнее, чем на человеческую фигуру, потому что, как и в любом деле, здесь присутствует своя специфика. Завершается создание куклы также в бутафорском цеху, где сотрудники театра работают над последними штрихами - макияжем и париком.
Из какого сора?
В среднем на изготовление куклы уходит до шестнадцати дней - зачастую затраченное время зависит от сложности будущего персонажа спектакля. Что касается финансовой стороны, то тут больше всего «одеяло перетягивают» на себя ткани, например, в приличную сумму обошелся облик Морской Царевны для спектакля «Русалочка». Помимо ткани, поролона, глины и бумаги мастерам приходится использовать самые нестандартные предметы.
- Цитируя Ахматову: «Когда б вы знали, из какого сора»! - делится с улыбкой Юлия Владимировна, - из чего только у нас куклы не делаются. Например, когда мы работали над спектаклем «Изумрудный город», у нас на театре висело объявление о том, что требуются часы и различные механизмы, конструкторы в самых разных местах подбирают проволочки-пружинки, а если кто-то видит, что на улице пилят липу, то прикидываем, как бы ее в театр заполучить, иначе вывезут. Липа - это как раз та мягкая древесина, из которой вырезают марионеток. А для «Маленьких трагедий» гениальнейшую куклу сделал один из наших конструкторов - у нее корпус из пластика, который используется в изготовлении бутылок.
В бутафорских цехах Екатеринбургского театра кукол вообще нет привычки что-то выбрасывать. В и так не очень больших помещениях, на полках, которые занимают все три стены, чего только нет, ведь никогда не знаешь, что именно может понадобиться: обрезки кожи и меха, бисер, стразы, канаты, консервные баночки, из которых вырезают скобы для скрепления головки, и многое другое.
Такое разнообразие предметов можно найти и в квартирах работников театра - для кого-то это мусор, а для них средства, с помощью которых можно создать инструмент - куклу. Это не игрушка, не украшение интерьера, а такой же важный предмет, каким является музыкальный инструмент в оркестре.
Кстати:
На сегодняшний день в России очень мало учебных заведений, где могут научить такому ремеслу. Ярославль выпускает технологов, художников-технологов выпускают и в Санкт-Петербурге, в Екатеринбургском художественном училище есть театральное отделение, но в любом случае желающих трудиться на этом поприще все равно приходится обучать практически с нуля.