Екатеринбург, 13 мая, АиФ-Урал. Этот коллектив обладает обширной и постоянно пополняющейся коллекцией подлинных инструментов, воссозданных самими музыкантами по историческим источникам. В репертуаре Flos Florum итальянские церемониальные танцы эпохи Треченто, готическое многоголосие школы Нотр-Дам, духовные испанские баллады, песни немецких вагантов и французских труверов, музыка карнавальных шествий и многое другое. Руководитель и идейный вдохновитель проекта Александр Старков рассказал «АиФ-Урал» об интересе уральской публики к старинной европейской музыке, о том, какие эмоции она дарит современному слушателю, как удается воссоздавать редкие инструменты и что именно будет ждать свердловчан на предстоящем концерте.
googleusercontent.com |
- Вы единственный в своем роде екатеринбургский ансамбль, исполняющий подобную музыку. Это направление малоинтересно музыкантам или очень сложно в исполнении?
- Просто направление очень молодое, мы пионеры, и то от наших участников уже начинаются ростки. Например, студенческий ансамбль с солирующей виолой Антона Изгагина, у которого недавно был первый концерт.
- В этом же ключе хочется знать ваше мнение по поводу существующего представления: нет конкуренции - нет и развития. Это не про ваш коллектив?
- Может, конкуренция, конечно, и дала бы свои толчки, но нам и без того хватает куда развиваться и к чему стремиться.
- Так вышло, что в последнее время народная культура прошлых веков именно нашей страны малопопулярна среди современников. А как они относятся к подобному творчеству, но других стран?
- «Импортное» часто принимается русскими со значительно большей охотой, чем свое, - видимо, это тот случай.
- Какой общий образ слушателя вы видите на своих выступлениях? Кто эти люди, которым в век модернизации интересна средневековая музыка?
- Чаще всего это молодежь. Видимо, именно те, кто действительно имеют желание прогрессивно мыслить и немного заглянуть в будущее, в котором им предстоит жить, и, может, как-то даже принять участие в формировании этого будущего, внести свою лепту, свои вкусы и пристрастия.
- Сегодня очень популярны исторические реконструкции. Старинная музыка тоже в каком-то смысле реконструкция?
- Историческая реконструкция - часто уход в мир идеализированного прошлого. Раньше и я думал, что, исполняя такую музыку, нужно глубоко погружаться в эпоху, воссоздавать в деталях атмосферу. Мы отошли от этого, чувство стиля у нас хорошо развито, мы не допускаем грубых погрешностей в стиле эпохи. Важнее, чтобы эта музыка ожила и зажила новой жизнью. Не надо переносить исполнителя и слушателя во времени. Нужно взять из прошлого суть и запустить ее в современную жизнь.
- Средневековье у многих ассоциируется с мраком, с кострами, на которых сжигали все передовое…
- Для меня это время не мрачное, но - суровое. Там было много всего, и в разных странах разное, все пестро и многостильно. Что точно - когда слушаешь эту музыку, отношение к миру меняется. Она дает ключ к пониманию многих процессов. Хочется гармонии добавить и себе, и людям. Через архаичное и первозданное подпитаться: цивилизация ведь многое выхолостила. Человек - создание природы и слишком далеко от нее отрываться не должен. Чем дальше от нее отдаляемся, тем ощутимее потребность и желание возвращаться обратно. Неслучайно же мы все так любим ездить на природу. Музыка тоже часть природы. Средневековая - в большей степени, чем та, что нас сегодня окружает. Она - кислород, а он всегда необходим.
- Что несет в себе средневековая музыка для современного слушателя?
- Это не столько бегство от прогресса в идеализированное прошлое, сколько попытка отсосаться от водопровода и съездить к кристально чистому роднику. Это необходимо человечеству, как чистый воздух, но многие проживают жизнь и умирают в загрязненном, так и не узнав, что есть что-то еще.
- В неожиданных местах приходилось играть?
- На заводе: стояли на тракторе и исполняли мелодии Ренессанса. Под открытым небом много играли. Меня увлекает музыка карнавальных шествий: возникает стереоэффект, когда она звучит из разных мест. Средневековые музыканты часто находились в разных концах, скажем, торговой площади и начинали играть в определенный момент.
googleusercontent.com |
- У Flos Florum около 40 уникальных инструментов. Вы их сами находите в глубине веков, сами изготавливаете, самостоятельно учитесь на них играть?
- Сам я делаю струнные - смычковые и щипковые; духовые заказываем. Недавно нам сделали полутораметровую фанфару. Ни у кого такой нет! Сложно ли играть на них? Да. Потому что никто этому не обучает, приходится самим осваивать. Каждый владеет пятью-шестью инструментами.
- Эти инструменты - прообразы нынешних или нечто осовремененное?
- Что-то модифицировалось, что-то идет оттуда в оригинале, а что-то ушло навсегда. Например, цинк. Выглядит как расширяющаяся флейта, но звук как у трубы. У Баха такой инструмент был, но исчез. Ушло мягкое звучание, похожее на человеческий голос. Басовая виола да гамба - предок виолончели. Есть волынки разных типов, ударные - например, янычарские тарелки.
- С нотами проблемы есть?
- Нет. В Интернете все можно найти. Даже факсимиле с желтыми страничками средневековых рукописей. Нотная запись сложилась примерно в тринадцатом-четырнадцатом веке, и ноты этого периода читаются легко, хотя там нет тактовых черточек, ноты другой формы, не пять линеек, а четыре. Проблемы нет, когда есть ключ. Написана, по сути, тема, схема - как джазовый стандарт.
- Что именно ждет свердловчан на концерте в Детской филармонии 15 мая?
- В первом отделении будет звучать церемониальная и пафосная замковая средневековая музыка, временами суровая и даже воинственная, временами утонченная и куртуазная. Второе отделение, напротив, - музыка уличная, площадная, музыка европейского городского праздника и карнавала, и, возможно, именно она могла сопровождать любимый в Европе праздник Майского дерева.