«Есть такая замечательная организация – Русская ассоциация чтения, которая объединяет преподавателей литературы и школьных библиотекарей. Их девиз звучит так: «Не обсуждённая книга – не прочитанная книга», – рассказывает детский писатель, поэт Татьяна Горкунова. Подробнее читайте на ural.aif.ru.
Андерсен рядом
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: – Татьяна, 2 апреля отмечался замечательный праздник – Международный день детской книги. Как тут не спросить: какие книги с детства вам особенно запомнились?
Татьяна Горкунова: – Я хорошо помню, с какой книги стала самостоятельно читать, – «Приключения Тома Сойера» Марка Твена. Папа поступил очень мудро, он мне прочитал несколько глав и сказал: «Если хочешь узнать, что будет дальше, читай сама». Так началось моё осознанное чтение. Наверное, во втором классе. Помню, ещё раньше у меня была «книжка-игрушка» с объёмными картинками – «Принцесса на горошине» Ганса Христиана Андерсена, в чей день рождения, к слову, 2 апреля, и отмечается День детской книги. Вообще, со сказками Андерсена соприкасаешься не только в детстве, кажется, что они всегда где-то рядом. Конечно, не могу не назвать Александра Сергеевича Пушкина с его сказками, на которых мы все росли. А для меня Пушкин ещё и учитель стихосложения, благодаря его поэзии начался мой путь к тому качеству строк, которое позволяет выносить их на публику.

– А благодаря кому или чему вы стали детским писателем?
– Благодаря опыту преподавания в школе. Я тогда оканчивала факультет искусствоведения и преподавала предмет «Беседы об искусстве» школьникам младших классов. Методик не было никаких! Что хочешь, то и рассказывай, а это с первого по третий класс, и, чтобы удержать их внимание, нужно быть (смеётся. – Ред.) фокусником. Тогда я поняла, что надо найти какую-то форму, чтобы увлекательно знакомить детей с миром искусства. И придумала мир Цветоград, где живут персонификации техник живописи и графики, царевны, отвечающие за разные цвета спектра, и куда попадают самые талантливые художники… Но сфера деятельности поменялась, и тема забылась. А спустя почти четверть века мама напомнила: у тебя была хорошая идея книжки! И я, переосмыслив сюжет и добавив персонажей, написала сказочную повесть «Там, где живёт фазан». Её опубликовал московский альманах «Литературные знакомства», потом я показала текст в одном из издательств, где его прочитали и отложили. Тогда я написала цикл сказок «Ядвига с Больших болот». Издательство подало две заявки на гранты, обе выиграли, и книги увидели свет. В общем, одна за другой, книжка за книжкой, и сейчас уже готовится к публикации девятая.
«Писала и переживала»
– В ваших книгах есть и мистика, и фэнтези, и сказочные образы, но в большинстве основа историко-краеведческая. Почему?
– В своё время я написала сказочную повесть «Екатерина из Александрии», и она затронула не только детей, но и взрослых. Педагоги Уральского отделения Русской ассоциации чтения разработали по ней методическую тетрадь с творческими заданиями и рекомендовали повесть для внеклассного чтения школьников, изучающих историю Древнего мира и Основы духовно-нравственной культуры народов России. Это была моя первая книга с историко-краеведческой составляющей, поскольку там показана связь святой Екатерины, жившей в древней Александрии, с нашим Екатеринбургом.
А потом меня попросили поработать с темой Южного Урала, и я написала сказочную повесть «Медное зеркало». После неё – с темой Пермского края, и вышла книга «Железный медведь». Потом предложили подумать над книгой к 300-летию Екатеринбурга, и появились «Медные птицы самоцветной горы: три века истории Екатеринбурга и до того». А параллельно шла работа над сказочной повестью для Орска и Оренбуржья «Город в Великой степи». И сейчас обсуждается создание книг, связанных ещё с двумя городами. Этот жанр оказался востребованным. И мне нравится возможность в формате фэнтези передавать знания об истории и культуре. В настоящий момент мы с моим давним партнёрским издательством работаем над книгой «Дедушка Урал».

– Судя по названию, это…
– Детский нон-фикшн – познавательная книжка, которая охватывает период времени от Уральского океана до XIX века. Книга знакомит с природными особенностями уральских географических зон, с археологическими артефактами, с историей основания ключевых городов регионов Урала и Уральского экономического района, начинавшихся с крепостей и заводов, с уральскими промыслами, с гениальными изобретателями, с подвижниками, причисленными к лику святых, с основателями династий Строгановых и Демидовых…
Что касается изобретателей… Когда я работала над текстом, то местами даже переживала за выдающихся личностей, которые сегодня мало кому известны. К примеру, был такой крепостной мастер Егор Кузнецов, который изобрёл первый в мире спидометр – за сто лет до европейского изобретения. Этот спидометр он вставил в музыкальные дрожки, которые повёз в Москву и преподнёс матери императора Александра I, императрице Марии Фёдоровне, получив за это свободу для себя и семьи. Гениальный изобретатель, работавший на Нижнетагильском заводе, – и кто о нём знает?
– Сколько же информации вы перелопачиваете, работая над книгами?
– Много! Перед любой аудиторией, а перед детской в особенности, очень большая ответственность, и дать какую-то ложную информацию в мои планы точно не входит.
Подвижницы
– Многие сегодня сетуют, что современные дети «не читающие». Что вы на это скажете? Как приобщить ребятишек к чтению?
– В семье – это пример читающих родителей. А в школе – заинтересованность педагогов. Есть такая замечательная организация – Русская ассоциация чтения, которая объединяет преподавателей литературы и школьных библиотекарей. Их девиз звучит так: «Не обсуждённая книга – не прочитанная книга». Здорово, да? Действительно, очень важно книгу не только прочитать, но и обсудить, чем педагоги и занимаются с детьми на своих уроках. Недавно они приглашали меня на Региональные сборы лидеров чтения – это большое собрание активно читающих детей из разных школ города и области, где я рассказала о своих книгах, а потом ответила на вопросы.

– А они были?
– У детей к практикующему автору всегда куча вопросов! И они готовы их задавать, даже жертвуя переменой. Вопросы бывают исключительно интересные и по-взрослому вдумчивые. В этот раз, например, меня спросили, с кем из писателей прошлого я бы хотела поговорить, будь у меня такая возможность.
– И с кем же?
– Ответила, что с Шекспиром. Если писать стихи я училась у Пушкина, то у Шекспира – писать сонеты. А этот жанр для меня, как для автора, – один из самых любимых.
Одна маленькая девочка-третьеклассница после нашего разговора обняла меня и сказала: «Я желаю вам попасть в школьные учебники!» Вспоминаю, как в Карабаше на презентации книги «Медное зеркало» серьёзный пятиклассник сказал: «После нашей встречи мне захотелось прямо сейчас прийти домой и написать стихотворение». И тогда я подумала: если с детьми не общаться, не обсуждать литературные темы, можно проморгать Пушкина, потому что Пушкину повезло родиться в образованной аристократической среде, получить блестящее образование, и это дало возможность его редкостному таланту рано раскрыться. Поэтому добрые феи из Русской ассоциации чтения занимаются великим делом! Они предоставляют детям площадки для общения, придумывают методики и увлекательные способы погружения в чтение, приглашают писателей, благодаря чему у детей есть возможность и читать, и обсуждать прочитанное. И слава богу, что нашими детьми занимаются такие подвижницы!
Они, кстати, есть и в детских садах. Не так давно я познакомилась с преподавателями дошкольных учреждений и была совершенно очарована. Педагоги нашли мою книжку «Белый цветок надежды», суть которой – делай добро, и оно у тебя приумножится, и создали по ней 19 модельных занятий для духовно-нравственного воспитания дошкольников. Я была поражена, как из одной сказки настоящие мастера своего дела сумели извлечь столько разных форматов. Там и «мешок историй», и потрясающий песочный мультфильм, созданный педагогами детского сада, и много другого. А ешё я поразилась тому, насколько талантливые люди занимаются развитием детей не только в школах, но и в детских садах. Писатель произведение напишет, но если не будет педагогов, которые детей с ним познакомят, то как книга найдёт путь к маленькому читателю? А тут продуманная подача, через какие-то неведомые для меня игровые формы. Поверьте, я для себя открыла целый мир – что можно сделать на основе литературного текста, если ты увлеченный педагог и подвижник. Поэтому от меня этим прекрасным феям, которые работают в школах и детских садах, бесконечная благодарность и уважение!
– То есть не всё потеряно?
– Разумеется. Дайте детям увлекательный материал для ума и души, и они будут на этом расти. Конечно, отвлекающих факторов много, и не все понимают, как этому противостоять. Поэтому и ценен опыт тех, кто знает и делает.