Новый проект «О храбром русском князе Игоре Святославовиче» – вообще нечто особенное. О том, как превратить историю Руси в изумительную музыкальную былину, рассказывает ударник и автор музыки ансамбля Евгений Ханчин.
– Как у «Изумруда» возникла идея «замахнуться» на «Князя Игоря»?
– У меня уже давно имелись некоторые идеи насчет «Князя Игоря», но как-то не складывалось, не получалось их реализовать. А сейчас само время подсказало идею создания произведения именно для молодежи. За основу взят сюжет произведения «Слово о полку Игореве». Эта программа – наш фирменный изумрудовский взгляд на одну из самых древних русских книг, на то, с чего вообще начиналась наша история, культура, искусство. Еще одним вдохновителем стала бессмертная опера Александра Бородина «Князь Игорь». Но уточню, что это не ремикс, не какая-то перепевка. Это собственное произведение группы «Изумруд». Где-то цитатами, быть может, проходят темы из оперы Бородина, но это именно цитаты, наше произведение абсолютно самостоятельно.
– Что же представляет из себя «Князь Игорь» в вашей интерпретации?
– О форме можно еще долго думать, и, может быть, музыковеды будут разбираться, что же у нас получилось, но мы назвали это былиной. Я бы еще назвал это сюитой. Это интересный проект, кроме нашей музыки в программе используется уникальный визуальный ряд и текст, будто бы это книга говорит со зрителем. На экране мы показываем рисунки учеников детской школы искусств №5. Мы дали ребятам задание нарисовать то, как они видят «Слово о полку Игореве». А текст, который звучит со сцены, записал для нас Юрий Мишков, солист групп «Апрельский марш» и Stambulchic Brothers. В повествовательной, но своеобразной манере древняя былина звучит со сцены, поясняя ключевые моменты произведения.
– Помнится, в школе никто не мог осилить «Слово о полку Игореве». Евгений, со сцены звучит оригинальный текст?
– Нашей задачей было рассказать эту историю на доступном языке, поэтому, конечно, мы адаптировали текст. Этим занималась наша домристка Светлана Соловей с друзьями-литераторами. Мы убрали из сюжета побочные линии, но текст сохранил близость к «Слову». Оставили самое главное – любовь к Родине, верность, любовь вообще. Очень ярко и красочно у нас получилась именно лирическая линия – отношения Игоря и Ярославны. После премьеры в Каменске-Уральском мы общались с публикой, люди поражались, как то, что раньше казалось нечитаемым, уместилось в 40 минут и превратилось в красивую, интересную историю.
– Есть ли в природе подобные музыкальные произведения?
– Да, можно провести аналогии. Например, «Картинки с выставки» – мы знаем, что это замечательное произведение Мусоргского. Но как великолепно, по-своему его исполнили арт-рокеры Emerson, Lake & Palmer! Возможно, есть что-то общее со свиридовскими «Музыкальными иллюстрациями к повести Пушкина «Метель».
– А с остальным вашим творчеством у былины «О храбром русском князе Игоре Святославовиче» есть связь или больше отличий?
– С самого начала «Изумруд» занимается тем, что пытается придавать новое дыхание народным инструментам и музыке, которая на них исполняется. Хотя – почему пытается? У нас уже кое-что получилось! Все началось с программы Deja vu, когда мы вынесли на суд общественный мировые хиты в новом звучании, когда проявился фирменный стиль «Изумруда». Еще одна задача, которую мы всегда ставим перед собой, – донести именно до молодежи возможности этих инструментов, музыку, ведь это все часть нашей истории. Без какого-то пафоса скажу: мы – патриоты России. Наш «русский дух» прослеживается во всех наших программах, даже если мы работаем с зарубежной музыкой. Последняя наша программа отличается, пожалуй, большей лиричностью, в ней есть протяжные, печальные моменты. Для наших преданных слушателей это будет несколько ново, мы приобрели новые средства выразительности, новые краски. Зато – мы сами это признаем – в «Князе Игоре» больше глубины.
– Что еще нового есть у «Изумруда»? Какие дальнейшие планы?
– Уже скоро, 24 ноября, летим в Париж, где будем выступать в Мекке world-music – знаменитом Satellit Cafe, а также записываться на студии. У нас есть еще одна относительно свежая программа – «Neo-классика». Это классика в нашем понимании, нашей интерпретации. Мы включаем туда и такие группы, как The Beatles, Nirvana, The White Stripes.
– Классика и рок вместе?
– Да, пожалуй, мы одна из немногих групп, которая с такими инструментами выступает и на рок-концертах. Бывает, вечером играем концерт в филармонии, а ночью – в клубе. Забавно: когда мы выходим на сцену, молодежь несколько обескураживается... Но стоит нам хорошенько «вжарить» – и они уже наши! Любопытно выступать на таких «тусовках». Хотя бы так мы боремся за право существования в 21-м веке народных инструментов, музыки, истории. Мы надеемся, что последняя программа станет неким прорывом. Если не в искусстве вообще, то хотя бы в нашем жанре.