Путь к вырождению
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Ты, наверное, как никто другой, знаешь, какие они – будущие защитники Отечества. Поделись впечатлением.
Роман Иващенко: Кажется, мало-помалу молодежь приходит в чувство. Меньше становится завсегдатаев клубных тусовок, больше серьезных ребят. Мыслящих, разумных, неравнодушных. Вяло, но такая тенденция намечается. В пресловутые 90-е сформировалось поколение, у которого была одна цель в жизни – золотой мамон. Неважно, какими путями, какими средствами ее достигать. Сегодня приоритеты медленно, но начали меняться. Что естественно. Образно говоря, обнаружив у себя смертельно опасную болезнь, человек начинает искать способ выздороветь. Наш народ ощущает эту «болезнь» на уровне подсознания, генетическая память подает сигнал тревоги: «Пора «лечиться», или вымрем, как мамонты».
– Роман, ты думаешь, патриотизму можно научить?
– Я тебе так скажу: нельзя стать патриотом на ровном месте, если у тебя в душе ничего нет. У нас, к сожалению, к чему часто сводится патриотическое воспитание? К мероприятиям, которые я называю «разборка-сборка автомата». Попрыгали, побегали, постреляли… Это не патриотизм. Ну, дали вы парню навыки – накачал «физику», научился стрелять хорошо, а в душе-то у него что? При таком подходе нет никакой гарантии, что завтра он под влиянием кого-то, не пойдет с этими знаниями против тебя. Душой сначала надо заниматься, а потом уже всем остальным.
Чтобы изменить отношение к себе, нужно начать меняться самому. И тут опять же вера в помощь. Православие – самая что ни на есть мужская вера, она не сладенькая и очень консервативная. Если почитать историю, ни одному народу Господь так не помогает, как нам. Надо просто это ценить.
Постыдное стало хорошим
– Сегодня за воспитание детей с кого только не спрашивают. А в итоге получается, у семи нянек дите без глаза…
– Как ни крути, львиная доля воспитания – ответственность родителей. Что могут сделать государство, педагоги, психологи? Я могу сколько угодно говорить: «почитай женщину, старших», но если папа дома пьяный в хлам гоняет маму, и это норма жизни…
Мы в страшное время живем. Все перевернуто с ног на голову. Хорошее и светлое считается постыдным и убогим, а постыдство и убогость – хорошим. Посмотри, что по телевизору дети смотрят. Что ни молодежный сериал, то свальный грех. Какая семья? Какие дети? Какая ответственность? Живите в свое удовольствие! И это все искусно завуалировано, чтобы легче, извини, хавалось. Это как прививка против истинных жизненных ценностей. И противопоставить по большому счету нечего. Потому что мы такие «стеснительные». Стесняемся женщине руку подать, перекреститься, нищему или сироте помочь, о стариках позаботиться… Зато бухтим – импортные продукты с прилавков исчезли, не понимаем, как жить дальше. Я сейчас как никогда начинаю понимать свою бабушку, которая говорила: «Я готова один хлеб из отрубей есть, лишь бы войны не было». Так могли говорить только люди, которые прошли страшное горнило войны.
– Давай положа руку на сердце признаемся: все шедевры киноискусства были сняты во времена цензуры. Сколько было крика: уберите цензуру – и мы вам наваяем! И что наваяли? Дешевый ширпотреб, тупо слизанный с американских боевиков и убого снятый. Хорошо, если раз в пятилетку достойный фильм появляется. Культового кино мы не видим, или оно до нас не доходит. Дескать, не все поймут… Так вы покажите, а мы уж разберемся, не дураки ведь!
Или захожу в книжный магазин – все завалено «бестселлерами». Тиражи заоблачные. А Карамзин, «История государства российского» – тираж 5 тысяч экземпляров. Это нормально в стране, где молодежь историю своей родины не знает. Даже про Великую Отечественную войну ничего не знает – так, по верхам, а уж про Афганскую, Чеченскую – тем более. Они даже истории своего рода не знают, о бабушках ничего рассказать не могут! Какого патриота при таком раскладе мы хотим получить?
Почему многие считают, что заставить ребенка прочитать хорошую книгу, посмотреть достойный фильм – это насилие? Почему не ведут ребенка в храм: дескать, вырастет – сам примет решение? Но мы же заставляем ребенка ходить в школу, хотим чтобы он выучился читать-писать. Всему остальному его тоже учить надо. Пустить развитие его души на самотек – значит совершить духовное убийство.