aif.ru counter
Ирина ЯКИНО 292

Пациент на связи. Как на Среднем Урале работает цифровая медицина

В регионе заработала единая база медицинских данных. Сейчас современные технологии позволяют следить за состоянием здоровья свердловчанина... из одного кабинета.

Ольга Кузьмина / «АиФ-Урал»

Ещё год назад в регионе ничего подобного не было, а сейчас налаженная система цифрового контроля даёт медикам возможность быстро принять правильное решение для лечения или спасения жизни. Инфраструктурные нововведения можно сравнить с автобаном, построенным в сжатые сроки. Результаты работы новых алгоритмов можно увидеть уже сегодня.

Логистика здоровья

В прошлом году областной минздрав создал Региональную медицинскую информационную систему. Эта электронная база объединила разрозненные архивы, в которых хранилась информация о пациентах. До 2018 года в регионе действовало несколько систем ведения электронных медкарт, и, например беременные отмечались в одном месте, а проходящие диспансеризацию – в другом. Всё это создавало путаницу и не давало возможности следить за здоровьем конкретного пациента. Сегодня эта глобальная проблема решена.

«Информатизация – это важная составляющая процесса создания новой модели медицинской организации. Она направлена на развитие самой медслужбы, а также на усиление контроля за состоянием здоровья пациентов», – говорит руководитель Медицинского информационно-аналитического центра Свердловской области Татьяна Трофимова.

Благодаря единой системе врачи на участках видят всё, что происходит с их пациентами. Это особенно актуально в случае с пожилыми людьми, которые часто забывают рассказать доктору о назначенных ранее лекарствах и перенесённых болезнях. При этом многие препараты нельзя принимать одновременно. Теперь же врачи видят всю сопутствующую патологию, что позволяет ставить более точные диагнозы.

Информатизация здоровья. Фото: «АиФ-Урал»

В эту информационную систему с прошлого года начали включать и медкабинеты в школах и детсадах. «Сейчас, если ребёнок обращается за медпомощью в учебном учреждении, информация об этом тут же попадает в общую базу и её видит педиатр на участке, к которому приписан ребёнок. Медработник тут же записывает ребёнка на приём в больницу, распечатывает талончик. После этого родители могут сразу забрать малыша и отвезти к врачу, который уже будет их ждать. Пациент не теряется, не занимается самолечением, не ждёт в очереди. Эта система уже работает в Полевском, Ревде и Первоуральске», – рассказала Татьяна Трофимова.

Благодаря этой невидимой глазу обычного свердловчанина работе минздрав области получил не только инструмент контроля, но и возможность улучшить качество медпомощи. Единая база данных позволяет собирать и анализировать информацию, более точно планировать расходы.

«Сегодня мы имеем возможность следить за работой врачей. Например, если в ходе диспансеризации у человека обнаружили высокий риск возникновения какого-либо заболевания, его должны поставить на учёт. Раньше такой пациент мог потеряться, а сейчас врач в поликлинике видит его в базе и должен вызвать на приём. При этом минздрав сегодня может контролировать эти процессы, отслеживать и решать вопросы на местах», – отметила замминистра здравоохранения Свердловской области Ирэна Базите.

Врач в Интернете

Новые технологии сделали медицинские услуги доступнее. Сегодня на Среднем Урале интенсивно развивается телемедицина – дистанционная консультация у врача-специалиста через Интернет. Благодаря специальному оборудованию жители отдалённых территорий могут получить помощь даже узких специалистов, раньше для этого приходилось ехать в областной центр. Причём сегодня эта услуга доступна даже там, где нет стационарных медпунктов. В малонаселённые деревни по определённому расписанию прибывают мобильные ФАПы, которых в регионе уже 64. За прошлый год число жителей, получивших там помощь, выросло почти на 8%.

Кроме того, телемедицина решает ещё одну проблему – повышение квалификации и дистанционное обучение специалистов. Лекции и вебинары по наиболее актуальным темам, которые проводят врачи областных больниц, эксперты УГМУ и областного минздрава, позволяют врачам в глубинке быть в курсе всех современных методик обследования и лечения.

Синтез интернет-технологий и внедренной системы наблюдения привёл к созданию в 2018 году Единого центра консультирования и мониторинга реанимационных пациентов. Он открылся на базе Территориального центра медицины катастроф, специалисты которого обладают богатейшим опытом работы с пациентами в критических ситуациях. Простой пример: маленькая районная больница часто не имеет штатных специалистов, способных спасти «сложного» пациента: нет практики. В случае экстренной ситуации эксперты по видео­связи делятся своими знаниями с коллегами. Менее чем за год центр оказал помощь 9 873 пациентам. Когда оказать помочь дистанционно нельзя, врачи ТЦМК подключают санавиацию, из-за чего количество вылетов выросло в разы: с 11 до 50 в месяц.

Специалисты без границ

Центр консультирования тяжёлых больных и телемедицина стёрли границы между городами и деревнями. «Сегодня одинаково качественную помощь могут получить все. Если раньше бригады Центра медицины катастроф между вызовами сидели без дела, то сегодня они всё время заняты. В единой базе данных мы видим тяжёлых пациентов и сами выезжаем к ним. Кого-то консультируем удалённо», – отметил руководитель свердловского Центра медицины катастроф Виктор Попов.

По данным регионального минздрава, на Среднем Урале  все операционные сегодня имеют телемедицинское оборудование, позволяющее высококвалифицированным специалистам приходить на помощь коллегам. А выстроенная трёхуровневая модель, когда медицинские учреждения ранжированы по обеспеченности специалистами и оборудованием, позволила эффективно справляться с проблемой нехватки кадров. Хотя и эту задачу в регионе решают. Область вкладывает деньги в подготовку целевых специалистов. При этом около 90% из них возвращаются работать в свои больницы.

Прорыв

Юрий Нижечик, создатель службы переливания крови «Сангвис»: 

– Раньше у нас подобного уровня информатизации просто не было. Сегодня мы ведём учёт не по больным, а по людям.
Мы отслеживаем здоровье человека от рождения и до самого конца. Он может быть здоров, а может заболеть, и тогда значение будет иметь всё: его прошлые болезни, прививки, которые он делал или не делал, факторы риска, которые присутствуют в его жизни в виде опасной работы или вредных привычек. И это всё видно врачу. Создаётся глобальная система мониторинга за здоровьем всех жителей региона. Это фантастические возможности, прежде всего для минздрава. И просто колоссальные перспективы, которые дадут в том числе экономию средств. Министерство будет понимать, сколько денег необходимо на закупку лекарств и оборудования, дублирование будет исключено. Всё это отразится и на качестве медицинских услуг. Помощь будет приходить вовремя, в нужном объёме и именно туда, где она реально необходима. Кроме того, открытость данных позволит минздраву контролировать работу медицинского персонала. Например, если во время диспансеризации у какого-то человека будет выявлен риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, его должны будут поставить на контроль. Сам пациент в силу занятости или беспечности может не придать этому значения, но у его лечащего врача появится эта информация. Доктор обязан будет вызвать такого пациента и убедить его следить за здоровьем. Если же этого сделано не будет, у мин­здрава появится повод присмотреться к работе такого врача: насколько он загружен, насколько хорошо выполняет свою работу. В любом случае нужно развивать диалог с обществом. Объяснять людям, что сегодня делается в медицине. Никуда от этого не деться. Проблемы будут всегда, но сегодня есть видение, как их решить. Определены технологии решения текущих задач.

Пилотный проект

Игорь Брагин, главный врач горбольницы Асбеста:

– Наша больница стала площадкой для реализации пилотного проекта «Телемедицина». Сейчас мы имеем возможность организовать общение пациентов с любыми специалистами, не выезжая в Екатеринбург. Если раньше жители Асбеста и окрестных городов и посёлков вынуждены были ездить в уральскую столицу, просиживать в очередях и зачастую уезжать ни с чем, то сегодня им достаточно будет обратиться к нам. И даже если специалисты нашей больницы не смогут помочь пациентам, мы организуем видеосвязь с нужным специалистом из областных больниц, в том числе профильных. Мы также организуем сбор анализов на местах. Материалы мы оперативно доставляем в Екатеринбург, где их исследуют, а результаты вносят в единую базу данных. В ряде случаев пациент в тот же день уже может ознакомиться с результатами. Эти данные также видит его лечащий врач, который сразу может назначить лечение. Благодаря этой системе очереди в медучреждениях Свердловской области становятся меньше, а люди получают необходимую помощь оперативно и в полном объёме.



Материал подготовлен: АиФ-Урал

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Пасмурный август на Урале. Какой будет погода во второй половине месяца?
  2. Опасная стая птиц. Что известно о посадке самолета «Уральских авиалиний»?
  3. Источник заразы. Как избежать контакта с паразитами в еде?
  4. Как построить несокрушимую компанию? Семинар Ицхака Адизеса в Екатеринбурге
  5. Опасный сезон. Как не отравиться лесными грибами?

Самое интересное в регионах
Роскачество