Свердловская область отметила День Победы. Но формирование «Уральского полка» «АиФ-Урал» продолжается. Жители региона рассказывают о тех, кому мы обязаны 69-й мирной весной.
Врагу не сдавались
В минувшем году житель Каменска-Уральского Юрий Яковлев обратился в администрацию города с предложением увековечить память земляков, воевавших в составе Уральского добровольческого танкового корпуса.
«Жители Каменска-Уральского принимали самое активное и непосредственное участие в формировании Уральского добровольческого танкового корпуса, – пишет Юрий Викторович. – В корпус из 2 000 каменцев, подавших заявление, были призваны 235 человек. Многие из добровольцев пали на полях сражений, выжившие умерли после войны. Но сейчас живут их дети, внуки и правнуки. Они должны помнить подвиги своих предков! Конечно, установка памятника – дорогое мероприятие, но сохранить память наших земляков, павших в сражениях Великой Отечественной войны, в названиях улиц и площадей города вполне возможно».
Инициатива Юрия Викторовича уходит корнями в личное… Он хорошо помнит своего дядю – Николая Андреевича Буркова, который записался в танковый корпус, несмотря на то, что незадолго до этого вернулся домой с фронта после ранения. Похоронка и орден Отечественной войны – вот то, что получила семья Николая. Много позже Юрий Викторович выяснил обстоятельства гибели дяди.
Николай Бурков погиб в июле 1943 года – почти сразу, как корпус в составе 4-й танковой армии был введён в бой на Орловском направлении Курской дуги. Гвардии младший техник-лейтенант Бурков, механик-водитель, старший танка, подорвал себя гранатой при попытке врага взять танк. Похоронен герой в центре Б. Малиновка Залегощенского района Орловской области. Николаю Буркову было всего 20 лет…
Юрий Викторович Яковлев включил своего родного человека в «Уральский полк» «АиФ-Урал».
На немецком танке
«До войны отец, Аристарх Иванович Крапивин, работал в Свердловске адвокатом, – пишет нам сын героя Эрнест Аристархович. – С 1941 по 1945 он в действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны: Северном, Юго-Западном, Сталинградском, Брянском, 1-м и 2-м Украинском фронтах. Был командиром отдельной разведроты, командиром мотострелкового батальона, начальником разведки бригады, командиром танкового полка. Бой, за который ему было присвоено звание Героя Советского Союза, произошёл в Румынии.
Румынский город Васлуй был взят передовым отрядом гвардии майора Крапивина. Ожидали подход главных сил. Но внезапно получен приказ – занять станцию Красная... Там бойцы попали в капкан. В живых остался Крапивин и ещё пять человек, на всех два автомата, пистолет и гранаты. Десант сумел незамеченным отойти в заросли кукурузы.
…Приближалась колонна немецких танков. Бойцы насчитали двадцать машин. Они знали, что в конце должен идти тыльный, прикрывающий танк. Увидели его – шёл с открытым башенным люком. В ту самую секунду, когда танк поравнялся с ними, Крапивин кинулся на танк сзади, вспрыгнул на моторную часть. Прямо перед собой в люке увидел чёрный шлем – выстрелил. Перегнувшись в люк, Крапивин застрелил остальных. Танк остановился. Пять десантников заняли машину и начали догонять немецкую колонну. Один вражеский танк подбит, второй, третий, четвёртый… А в это время навстречу немцам уже шла колонна советских танков. Командир вражеской колонны выкинул белый флаг».
«Помни, дочь»
Политрук Фёдор Петрович Бурухин погиб 31 августа 1942 года. В похоронке, которую получила семья, было сказано, что он похоронен в деревне Зубково. Позже его прах был перенесён в братскую могилу в село Новоалексеевское Можайской области.
– Отец служил в 49-м стрелковом полку, в 883-м стрелковом полку. Это то, что мы знаем из его писем, – рассказывает дочь Бурухина Зоя Фёдоровна Мерзлякова из Верхней Салды. – В письмах отец беспокоился о детях – обо мне и брате Вячеславе, которому было всего 3 месяца, когда отец ушёл на фронт, о матери и сёстрах.
2 июня 1942 года Фёдор Бурухин прислал дочери письмо-завещание. «Пишу письмо Бурухиной Зое Фёдоровне, шлю горячий отцовский привет с западного фронта, где я защищаю от немецких гадов свою любимую социалистическую Родину, борюсь за ваше будущее счастье, чтобы вы не знали никакого порабощения, не видели окружающих врагов и жили в коммунистическом обществе…
Помни, дочь, и передай своему брату, если я погибну геройски, то вы будете расти свободными и ненавидеть врагов, как ваш папа. Зоя и Слава, крепко целую вас. Писал ваш папа в окопе».
Последнее письмо семье Фёдор Бурухин написал накануне своей гибели – 30 августа 1942 года: «… мы, большевики, смерти смотрим в глаза и готовы умереть за Родину».