9 мая соединил навсегда
Татьяна Григорьевна Дементьева из Екатеринбурга каждый год 9 мая поздравляет свою маму не только с праздником Великой Победы, но и с годовщиной брака. Родители Татьяны Григорьевны – Екатерина Ивановна Данилова и Григорий Иванович Данилов – были участниками Великой Отечественной войны. «Маму призвали в армию в начале войны, и ей пришлось переехать из Свердловска в Поволжье, – вспоминает Татьяна Григорьева. – Военкомат направил её на курсы шофёров, по окончании которых ей дали машину «Студебеккер». Екатерина Ивановна была девушкой миниатюрной, а потому, когда села в автомобиль, попросту не смогла достать ногами до педалей. «Напарник её (мужчина в годах) сказал: «Ничего страшного, денька через 3 дотянешься». Он одел ей на спину сумку с противогазом, и это помогло – ноги до педалей стали доставать», – пишет Татьяна Григорьевна.
К счастью для Екатерины Ивановны, её карьера шофёра продлилась недолго. Узнав о специальности девушки (она окончила техникум советской торговли по специальности «бухгалтер»), руководство направило её сначала писарем, а потом бухгалтером при воинской части в Москве. «Папа мой тоже служил в этой части шофёром на «полуторке» (так в народе называли небольшую грузовую машину грузоподъёмностью 1,5 тонны). Он в боях участвовал, возил на фронт боеприпасы, а с фронта – раненых», – вспоминает Татьяна Григорьевна.
Главным днём в жизни молодых людей, как и всего советского народа, стал День Победы. «В это время мама с папой оказались в Москве. В День Победы они заехали в ЗАГС и поженились», – пишет Татьяна Григорьевна. 9 мая навсегда стал двойным праздником для семьи Даниловых. «Каждый год мы приходим в наш родительский дом (правда, папы уже нет) и поздравляем наших родных с праздником!» – пишет Татьяна Григорьевна.
Безотцовское детство
Родители Виталия Петровича Решетникова из Екатеринбурга в довоенные годы работали на Уралмашзаводе. Его отец – Пётр Фадеевич – в 1942 году был мобилизован в армию. «Мне тогда было 7 лет, а моей сестре Неле – 4 года. Нам обоим выпала доля испытать военное безотцовское детство», – пишет Виталий Петрович. Пётр Фадеевич воевал заместителем командира миномётной роты 985 стрелкового полка 266 стрелковой дивизии. Последнее письмо от него жена и дети получили в январе 1943 года: «Сообщаю, что я пока жив, здоров. Нахожусь в бою второй день. Вчера около меня в 5,6 метрах разорвался снаряд. Ну, меня только сбило с ног, а остальное в порядке. Кое-кто из товарищей ранен. Сейчас бегу передать команду, чтобы открыть убийственный огонь по фрицам».
Пётр Фадеевич погиб 20 января 1943 года на завершающем этапе Сталинградской битвы. «Захоронен папа в братской могиле под Сталинградом. Информация о нём имеется на мемориале на Мамаевом кургане», – пишет Виталий Петрович. Другие родственники-мужчины Виталия Петровича также воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Его мама в годы войны и до самого ухода на пенсию трудилась на Уралмашзаводе.
Пропал без вести
Отец Нины Александровны Упоровой ушёл на фронт, когда ей было 7 лет. Семья с четырьмя детьми жила тогда в деревне Гагарка Белоярского района Свердловской области. Глава семьи Александр Андреевич Упоров до войны работал бригадиром полеводческой бригады, был председателем поселкового совета и председателем колхоза. «Отец любил нас, детей, – пишет Нина Александровна. – Всегда привозил из города игрушки для нашего развития, книжки, заботился о нас. Очень радовался, когда старшая сестра Вера вступила в пионеры и, уходя в школу, надевала красный галстук».
На фронте Александр Андреевич был в должности младшего политрука 1223 стрелкового полка 369 стрелковой дивизии. «Последнюю открытку мы получили от него от 29 августа 1942 года. В ней папа писал, что их направляют на Калининский фронт. Больше писем не было», – пишет Нина Александровна.
Она вспоминает, что семье, оставшейся без кормильца, жилось очень непросто – холодно, голодно: «Был неурожайный 1943 год. Мы не видели хлеба, картошка не родилась. Ели отсев шелухи от зерна – лузгу. Весной собирали в поле колоски, мороженую гнилую картошку. В поле ходили только дети в худых резиновых сапогах. Взрослым ходить было нельзя, их за это судили. Маму почти не видели – она работала с утра до ночи в колхозе за «палочки» – трудодни, которые не оплачивались».
Имя Александра Андреевича Упорова, навсегда оставшегося в памяти детей молодым, заботливым и полным сил, занесено в Книгу Памяти Свердловской области. «Много раз мы посылали запросы в федеральный архив Министерства Обороны РФ. Ответы одни и те же: «Упоров Александр Андреевич, находясь на фронте Великой Отечественной войны, пропал без вести в 1942 году», – пишет Нина Александровна.