Тезис, лежащий в первых строках этой статьи, хорошо иллюстрируется длящейся годами ситуацией на строительном рынке, более конкретно - в сфере жилищного строительства Екатеринбурга.
«На одном из последних съездов предпринимателей Владимир Путин обозначил стратегическую цель - Россия должна войти в первую двадцатку стран с благоприятным инвестиционным климатом. Однако в Екатеринбурге это сегодня недостижимо», - говорит депутат Свердловского Заксобрания Владимир Коньков. По его мнению, причина подобного положения вещей в существовании административных барьеров, где по одну сторону честный предприниматель, по другую - коррумпированный чиновник. Борьба как с пресловутыми барьерами, так и с коррупцией ведется не один год, но, кроме громких заявлений, дело дальше не идет.
- Инвесторы и застройщики в Екатеринбурге администрацией давно поделены на две части - свои и чужие. Последние имеют слабые перспективы по участию в застройке города. Их могут годами заставлять готовить разрешительную документацию, а срок аренды земли может закончиться за неделю до готовности документов. Другие - «свои» - могут годами не прикасаться к земле, сохраняя ее как актив. К слову, больше половины обманутых дольщиков появляются как раз из-за таких манипуляций с землей, - говорит Коньков и приводит свежий пример - печальный опыт «чужой» компании «Абсолют-2000». Пройдя все круги ада, «чужак» получил договор аренды на участок по улице Степана Разина в Екатеринбурге, но после длительных согласований проект жилого дома был «зарублен». Оказывается, пока застройщик исправлял систематически обнаруживаемые ошибки в документации, власти города надумали строить вблизи участка дорогу. Застройщику пришлось переделывать проект, однако после многомесячных трудов выяснилось, что строить трассу власти передумали. К тому моменту истек срок аренды земли, а заложенную стройку с закопанными в нее деньгами признали незаконной. «Есть и другой пример - компания «Заказстрой», получившая участок еще в начале 2000-х годов, не прикасается к нему, в то время как «стандартный» трехлетний срок аренды парадоксальным образом длится до сих пор», - отмечает Коньков.
На политику городских властей внимательно смотрят те, кто мог бы инвестировать в развитие муниципалитета средства. Присмотревшись к чужим ошибкам и мытарствам, пришлые коммерсанты бегут в соседние регионы, благо есть выбор. Например, в Челябинской области особых проблем с выделением земли нет. Местным остается мучиться и терпеть, играя по чужим правилам. «А правила таковы: чем меньше строится жилья - тем лучше городским чиновникам, так как выше цена квадратного метра и, соответственно, выше коррупционные ставки», - резюмирует знакомый с ситуацией коллега Конькова.
Впрочем, не все так безнадежно, и даже сложившуюся за много лет систему можно сломать. Вполне может быть достаточно жестко определить срок выдачи разрешительной документации (что свяжет коррупционерам руки), ввести электронный документооборот (будет способствовать прозрачности) и опубликовать данные о всех доступных для застройки участках, что создаст равные конкурентные условия для всех.
Кроме того, нужно упорядочить процедуру предоставления участков. По закону муниципалитет должен предоставлять их с готовой инфраструктурой, однако этого не делается. Более того, происходит обратное. Застройщик не только сам проводит коммуникации (трубы, электросети) к своему объекту, но и фактически дарит их поставщику ресурсов, коим, как правило, является связанное с мэрией предприятие. А это еще одна проблема, которую также надо решать политическими методами, для чего нужна воля властей региона и страны.