Вчера в Екатеринбурге состоялся круглый стол, посвященный тому, как в этом году шла подготовка ЖКХ уральской столицы к зиме. Руководители УК города и поставщики тепла рассказали, с какими трудностями столкнулись коммунальные службы и как сказались долги жителей за «коммуналку», с чем связаны многочисленные аварии, которые сопровождали пуск тепла, и что нужно сделать, чтобы они больше не повторились.
С самого начала участники круглого стола сошлись в том, что сегодня одна из главных проблем нашего ЖКХ – это качество жилого фонда.
- В нашем ведении более 40% домов - ветхие, и денег на их ремонт недостаточно, - рассказывает генеральный директор УК «Верх-Исетская» Елена Малахова. – Некоторые жители почему-то считают, что управляющие компании зарабатывают деньги, «задирая» тарифы. Но надо понимать, что рост тарифов происходит в основном за счет поставщиков, а управляющая компания к этому росту никакого отношения не имеет. Мы распоряжаемся только теми средствами, которые начисляются по строке «Содержание жилья». Обратите внимание, рост ставки оплаты по этой статье значительно ниже роста тарифа на коммунальные услуги. Другими словами, львиную долю в размере платежа занимают именно коммунальные услуги - будь то тепло, вода или электроэнергия.
Можно ли уменьшить эти платежи? Сегодня чуть ли не панацеей считается установка счетчиков. Однако...
- В домах нашей УК приборами учета оснащено 88% жилья, - говрит технический директор ЗАО «УЖСК «Урал-СТ» Дмитрий Скрипник.- Но проблема в том, что люди просто не привыкли экономить тепло. Да и дома постройки 50–60-х годов прошлого века имеют малую энергоэффективность.
Хватает сегодня в сфере ЖКХ и организационных проблем.
- Нигде нет информации о том, что какой-то дом в Екатеринбурге остался без тепла, - говорит генеральный директор УК «Территория» Дмитрий Сень. - То есть все мы, управляющие компании, сделали свою работу. В том, что порой в квартирах жильцов отсутствует тепло, виноваты те, кто его дают. Не секрет, что в последнее время в городе нередко происходили аварии на сетях, и тепло выключалось вынужденно. К сожалению, поставщики не уведомляют заранее управляющие компании о своих отключениях, чтобы мы могли оповестить жителей.
Директор ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» Дмитрий Кружаев отметил, что только на его территории в срочном ремонте систем водоснабжения нуждаются 70% домов:
- Надо менять стояки, а не только трубы в квартирах, заменять внутридомовую сеть. Источников финансирования только два — бюджет либо средства жителей.
- Однако с последним может возникнуть проблема, - уверена Елена Малахова. - Есть дома, где контингент жителей таков, что они и рубля не добавят на коммуналку. Например, у нас это районы Медного или Широкой речки. А ведь дома там требуют очень серьезных финансовых вложений. И что получается в результате? В результате появляются надзорные органы, которые составляют одним им понятные «антирейтинги» управляющих компаний и штрафуют нас.
Подводя итоги, участники круглого стола назвали главные причины, которые мешают решить проблемы в этой сфере. Это, во-первых, серьезная изношенность объектов ЖКХ, ожидание ремонта которых может затянуться не на один год (речь идет о всей коммунальной инфраструктуре – и о тепловых сетях, и техническом состоянии домов). Во-вторых - «хронические» долги за жилищно-коммунальные услуги у жителей города перед управляющими организациями.