История вопроса
Как ни странно, в необъятной России земельный вопрос был всегда самым острым. В прошлом веке его разрешение стало одним из мотивов двух революций. Спустя почти столетие вопрос «Чья земля?» остается неразрешенным, в том числе и в Свердловской области. Речь идет, прежде всего, об Екатеринбурге.Его землей практически безраздельно распоряжалась мэрия города. Чиновники, четко осознавшие ценность находящегося под ногами ресурса, быстро построили на нем бизнес. Команда первого градоначальника Екатеринбурга Аркадия Чернецкого и он сам приложили руки к созданию строительной корпорации, которая развивались буквально атомными темпами. Ее бенефициары, в том числе сын мэра, стали олигархами средней руки.
Как это произошло? Злые языки говорили, что земельными участками в центре Екатеринбурга и не отдаленных от центра районах буквально торговали из кабинетов. На самом же деле речь шла о распределении строительных участков по известному принципу - «своя рубаха ближе к телу». Прокуратура Свердловской области помнит лавину жалоб от горожан, недовольных точечной застройкой во дворах, на детских площадках, впритык к уже имеющимся домам и, что называется, окно в окно.
Почему это происходило - тоже понятно: во дворах была готова инфраструктура, что удешевляло себестоимость строительства более чем на 25%. Только этого было достаточно, чтобы еще до начала застройки нести в чиновничьи кабинеты чемоданы денег. Так, говорят, делали застройщики «второго эшелона» до тех пор, пока не изменились правила игры на рынке строительства. С осени 2007 года все муниципальные участки (с подготовленными коммуникациями) под новостройки должны были продаваться с помощью прозрачной публичной процедуры, что могло бы удешевить строительство и снять административные барьеры. Но массовых земельных аукционов как не было, так и нет. Одна из причин в том, что к тому моменту земля в центре Екатеринбурга просто кончилась. Остатки более-менее выгодных для застройки мест - всего около 200 и почти все во дворах - чиновники «отдали» буквально за день до вступления в силу закона о земельных аукционах.
Тесный город
Специалисты в области урбанистики говорят, что у каждого города есть своей предел плотности застройки. Екатеринбург к такому пределу подошел. И этот факт оценивается по-разному: кто-то говорит о развитии муниципалитета, кто-то - вспоминает утраченные памятники архитектуры, принесенные в жертву новоделам. Но это во многом субъективная оценка. Объективно же - и с этим соглашаются многие - город перегружен. Однако парадокс заключается в том, что Екатеринбург в своих размерах всего в два раза меньше… Москвы. Иное дело, что развитие главного на Среднем Урале муниципалитета развивается неравномерно: по вышеприведенным причинам окраины города оказались заброшены.
Иллюстрировать всю тяжесть ситуации может банальный ливень, моментально превращающий центр города в одну большую пробку. Причина же не столько в обилии автомобилей, приехавших в офисы, сколько в способах управления муниципальной землей.
- Сложившаяся практика показывает: город распоряжается землей крайне неэффективно. Следствие этого - завышенная стоимость квадратного метра вводимого жилья, паралич автомобильного движения в городе, перегруженность систем городских коммуникаций, социальная напряженность из-за сверхплотной (точечной) застройки, отсутствие даже возможности для массового малоэтажного строительства, - характеризует политику нынешней администрации Екатеринбурга депутат областного Заксобрания, основатель строительной корпорации «Маяк» Владимир Коньков. Заслуженный строитель России полагает, что в рамках действующей, едва ли не коррупционной политики развиваться городу некуда.
Границы возможного
Между тем выход из тупиковой градостроительной ситуации есть, и его в очередной раз дает федеральный центр. Речь идет о передаче неразграниченных муниципальных земель в ведение областных властей. Не вдаваясь в тонкости процесса землеустройства, можно пояснить, что неразграниченными являются те части Екатеринбурга, которые его власти не успели до определенного строка внести в земельный кадастр. Это как минимум 300 га на окраинах.
Передача прав на неразграниченные земли субъекту федерации - норма общероссийская. Но на Урале она приобрела свой колорит. Несколько лет назад команда мэра Чернецкого сумела добиться соглашений с губернатором Росселем. В итоге мэрия получила право распоряжаться земельными ресурсами до мая 2012 года. После этой даты земли должны были отойти под контроль спецведомства в правительстве. Именно туда бы перешло право последней подписи, а за «городом» осталась бы лишь «черновая» работа по сбору документов. Однако из-за смены губернатора «земельное» соглашение было продлено до нынешней осени. Говорят, опять не без участия Аркадия Чернецкого.
Источники «АиФ-Урал» полагают, что договоренности по земле будут осенью продлены: в такой логике составлена губернская программа «Столица», предполагающая алгоритм развития Екатеринбурга. Однако очевидно, что в части землепользования - это тупик, полагает Коньков. На днях он предложил все же передать области неразграниченные земли. «Понимаю, что мои поправки не панацея. Но на сегодняшний день других механизмов сделать городскую среду для екатеринбуржцев комфортной для проживания и развития бизнеса, а Екатеринбург - более привлекательным для инвестиций, в том числе и международных, я не вижу», - резюмирует депутат. Прислушаются ли к нему его коллеги-депутаты - покажет время. Оно же и даст очевидный ответ: земля в Екатеринбурге должна принадлежать горожанам.