В столице Урала вновь вспыхнули споры вокруг тарифа на проезд в общественном транспорте. Есть мнение, что городские власти, озвучив «реальную» стоимость поездки, готовят «платформу» для грядущего повышения цен.
Дорого и сердито
А недавно новый мэр Петрозаводска Галина Ширшина снизила цену поездки на муниципальных троллейбусах с 17 до 10 рублей! Местные частники, повозмущавшись, также уменьшили тариф (правда, только до 15).
Скажем больше, сегодня проезд в Екатеринбурге является самым дорогим среди всех городов-миллионников! Дороже, чем нам, он обходится только питерцам (25, метро – 28) и москвичам (30 и 40 рублей соответственно). Все это заставляет пассажиров в столице Урала крепко задуматься.
Тем более, что работа общественного транспорта в Екатеринбурге уже много лет вызывает море нареканий. Особенно – муниципального. Положа руку на сердце, более-менее нормально в столице Урала функционирует только метро. Все остальные виды транспорта (особенно трамваи) ходят отвратительно, постоянно нарушают график, прибывают с большим опозданием. Городские власти пеняют то на погодные условия, то на обилие пробок и ДТП, но кому от этого легче? Деньги-то ведь платим из своего кармана.
Откуда цифры?
Накануне депутаты городской думы и чиновники мэрии Екатеринбурга обсудили вопрос ценообразования тарифа на проезд (в муниципальном общественном транспорте). В частности, замглавы администрации Александр Высокинский поведал народным избранникам – откуда взялась цифра в 23 рубля. Именно столько сегодня платит за проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро большинство пассажиров.
В конце концов городские чиновники решили возить всех льготников – федеральных, областных и городских – на 275 рублей (безлимитно), компенсируя разницу из бюджета. Было достигнуто соглашение с вышестоящими уровнями власти о софинансировании возникших затрат: 60% из федерального и областного бюджета, 40% – из городского. Однако город свои обязательства выполняет исправно, а вот компенсации из области так и не поступили.
Возможны варианты
И на сегодняшний день слуги народа видят три варианта развития ситуации. Первый – продлить систему 2009 года, то есть сохранить нынешнее положение. Второй – ограничить количество поездок льготников. Третий вариант – получение реальных компенсаций из бюджета Свердловской области. Это – примерно 1 тысяча рублей на одного льготника в месяц.
Как отметил Александр Высокинский, последние два варианта позволили бы снизить тариф и несколько обновить парк муниципального транспорта. Первый вариант таких возможностей не дает.
В конце концов, депутаты приняли решение вступить в диалог с областью, причем мэр Евгений Ройзман пообещал чиновникам, что они могут рассчитывать на помощь и поддержку гордумы – по решению вопроса о бюджетных компенсациях. Как сообщили «АиФ-Урал» в пресс-службе законодательного органа, парламентарии намерены в понедельник, 24 февраля, проинспектировать муниципальные транспортные предприятия.
«Дожили»
Между тем, «выкладки» Высокинского вызвали немало вопросов и критики уже во время заседания гордумы. Не говоря о том, что ранее с позицией мэрии был в корне не согласен целый ряд областных законотворцев.
– Дожили, – пишет в своем блоге депутат Заксобрания Свердловской области Дмитрий Ионин. – В свою защиту по вопросам завышенной стоимости проезда в Екатеринбурге мэрия приводит два аргумента. Первое – нам областной бюджет должен за проезд льготников, поэтому мы были вынуждены повышать стоимость проезда. Второе – повышение неизбежно, а то перевозчики погрязли в убытках, и если бы они не были МУПами, то давно ушли бы с рынка.
– Если вы на официальных слушаниях позволяете себе заявлять, что «тариф должен находиться на уровне 50 рублей», а то предприятия вынуждены работать в огромный убыток, то ответьте мне – отчего же куча частных перевозчиков рвется на этот рынок? – обращается Ионин к представителям мэрии. – Заявляются на конкурсы по маршрутам, потом еще судятся и в ФАС жалуются, если не удалось победить. Вы полагаете, что я должен поверить в то, что все транспортные коммерсанты – камикадзе, идиоты, раз так рвутся оказаться в огромных убытках?! Или я должен поверить в сказки, что от размещения рекламы и сдачи в аренду торговых мест «Екатеринбургский метрополитен» получает в год лишь около 200 тысяч рублей в месяц, как было заявлено сегодня?! Все эти байки можете рассказывать друг другу…
Далее депутат официально заявляет: себестоимость проезда не выше 16-17 рублей. А за льготников должны платить хоть город, хоть область, но никак не жители Екатеринбурга!
Важный момент: если городским чиновникам удастся «выцарапать» у областных властей 1,5 миллиарда рублей, которые правительство должно городу за льготников, как мэрия вернет деньги рядовым пассажирам, которые последние полтора года переплачивают по 5 рублей за одну поездку? «Сумма-то нехилая накопилась», – резюмирует Ионин.
Парковочный «квадрат»
Напомним, что с начала 2014 у нас началось внедрение платных парковочных мест. В схему их дислокации вошли улицы 8 Марта (от Ленина до Малышева), Хохрякова (от Ленина до Малышева), Попова (от Вайнера до Сакко и Ванцетти), Сакко и Ванцетти (от Ленина до Малышева). Общая вместимость парковочной зоны 500 машиномест. Причем к концу года планируется увеличить их количество до 2 000. Уже с середины апреля автолюбители будут обязаны оплатить парковку в квадрате всех этих улиц с помощью установленных паркоматов.
Парламентариев, как и в случае с транспортным тарифом, заинтересовал в первую очередь расчет стоимости парковки. Как отметил председатель комитета по транспорту Алексей Курлыков, она зависит от расходов, потраченных на обустройство парковок и работу паркоматов. На сегодняшний день это 30 рублей в час за одно парковочное место.
По мнению чиновника, очень важно упорядочить парковку в центральной части столицы Урала, исключив возможность ставить автомобили в 2-3 ряда. Вторая цель этого пилотного проекта – увеличить нагрузку общественного транспорта, снизив поток машин в центре города.
Предварительные итоги работы платных парковок будут подведены в мае на заседании Екатеринбургской гордумы.