313

Цена проезда: грабительский тариф может вырасти?

Александра Горбунова / АиФ

В столице Урала вновь вспыхнули споры вокруг тарифа на проезд в общественном транспорте. Есть мнение, что городские власти, озвучив «реальную» стоимость поездки, готовят «платформу» для грядущего повышения цен.

Дорого и сердито

В том, что конфликт интересов вокруг стоимости проезда в Екатеринбурге последние полтора года возникает постоянно, нет ничего удивительного. В ближайших к нам регионах тарифы не в пример бюджетней наших. Например, в соседней Тюмени даже после февральского подорожания стоимость проезда составляет 18 рублей. В Уфе проехать на трамвае и троллейбусе обойдётся в 12, в Перми – в 13, а в Челябинске – в 15 рублей.

А недавно новый мэр Петрозаводска Галина Ширшина снизила цену поездки на муниципальных троллейбусах с 17 до 10 рублей! Местные частники, повозмущавшись, также уменьшили тариф (правда, только до 15).

Скажем больше, сегодня проезд в Екатеринбурге является самым дорогим среди всех городов-миллионников! Дороже, чем нам, он обходится только питерцам (25, метро – 28) и москвичам (30 и 40 рублей соответственно). Все это заставляет пассажиров в столице Урала крепко задуматься.

Тем более, что работа общественного транспорта в Екатеринбурге уже много лет вызывает море нареканий. Особенно – муниципального. Положа руку на сердце, более-менее нормально в столице Урала функционирует только метро. Все остальные виды транспорта (особенно трамваи) ходят отвратительно, постоянно нарушают график, прибывают с большим опозданием. Городские власти пеняют то на погодные условия, то на обилие пробок и ДТП, но кому от этого легче? Деньги-то ведь платим из своего кармана.

Откуда цифры?

Накануне депутаты городской думы и чиновники мэрии Екатеринбурга обсудили вопрос ценообразования тарифа на проезд (в муниципальном общественном транспорте). В частности, замглавы администрации Александр Высокинский поведал народным избранникам – откуда взялась цифра в 23 рубля. Именно столько сегодня платит за проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро большинство пассажиров.

Формула чиновника такова: постоянные технологические затраты перевозчиков делятся на число пассажиров. И, по его подсчетам, сегодня себестоимость одной поездки в Екатеринбурге составляет ни много ни мало… около 50 рублей! Причем разница между себестоимостью и тарифом компенсируется из городского бюджета. После монетизации льгот 2009 года правительство региона, поделив затраты транспортных компаний городов области на количество пассажиров на Среднем Урале, вывело сумму в 275 рублей (на одного человека в месяц). Вроде как именно столько ежемесячно тратит один льготник на проезд. Однако, по мнению Высокинского, для Екатеринбурга уже в 2009 году эта сумма была крайне мала. Фактически, она позволяла всего лишь 20 раз проехать в городском транспорте.

В конце концов городские чиновники решили возить всех льготников – федеральных, областных и городских – на 275 рублей (безлимитно), компенсируя разницу из бюджета. Было достигнуто соглашение с вышестоящими уровнями власти о софинансировании возникших затрат: 60% из федерального и областного бюджета, 40% – из городского. Однако город свои обязательства выполняет исправно, а вот компенсации из области так и не поступили.

Возможны варианты

И на сегодняшний день слуги народа видят три варианта развития ситуации. Первый – продлить систему 2009 года, то есть сохранить нынешнее положение. Второй – ограничить количество поездок льготников. Третий вариант – получение реальных компенсаций из бюджета Свердловской области. Это – примерно 1 тысяча рублей на одного льготника в месяц.

Участие области помогло бы обновить парк муниципального транспорта. Фото: www.ekburg.ru

Как отметил Александр Высокинский, последние два варианта позволили бы снизить тариф и несколько обновить парк муниципального транспорта. Первый вариант таких возможностей не дает.

В конце концов, депутаты приняли решение вступить в диалог с областью, причем мэр Евгений Ройзман пообещал чиновникам, что они могут рассчитывать на помощь и поддержку гордумы – по решению вопроса о бюджетных компенсациях. Как сообщили «АиФ-Урал» в пресс-службе законодательного органа, парламентарии намерены в понедельник, 24 февраля, проинспектировать муниципальные транспортные предприятия.

«Дожили»

Между тем, «выкладки» Высокинского вызвали немало вопросов и критики уже во время заседания гордумы. Не говоря о том, что ранее с позицией мэрии был в корне не согласен целый ряд областных законотворцев.

– Дожили, – пишет в своем блоге депутат Заксобрания Свердловской области Дмитрий Ионин. – В свою защиту по вопросам завышенной стоимости проезда в Екатеринбурге мэрия приводит два аргумента. Первое – нам областной бюджет должен за проезд льготников, поэтому мы были вынуждены повышать стоимость проезда. Второе – повышение неизбежно, а то перевозчики погрязли в убытках, и если бы они не были МУПами, то давно ушли бы с рынка.

– Если вы на официальных слушаниях позволяете себе заявлять, что «тариф должен находиться на уровне 50 рублей», а то предприятия вынуждены работать в огромный убыток, то ответьте мне – отчего же куча частных перевозчиков рвется на этот рынок? – обращается Ионин к представителям мэрии. – Заявляются на конкурсы по маршрутам, потом еще судятся и в ФАС жалуются, если не удалось победить. Вы полагаете, что я должен поверить в то, что все транспортные коммерсанты – камикадзе, идиоты, раз так рвутся оказаться в огромных убытках?! Или я должен поверить в сказки, что от размещения рекламы и сдачи в аренду торговых мест «Екатеринбургский метрополитен» получает в год лишь около 200 тысяч рублей в месяц, как было заявлено сегодня?! Все эти байки можете рассказывать друг другу…

Далее депутат официально заявляет: себестоимость проезда не выше 16-17 рублей. А за льготников должны платить хоть город, хоть область, но никак не жители Екатеринбурга!

Важный момент: если городским чиновникам удастся «выцарапать» у областных властей 1,5 миллиарда рублей, которые правительство должно городу за льготников, как мэрия вернет деньги рядовым пассажирам, которые последние полтора года переплачивают по 5 рублей за одну поездку? «Сумма-то нехилая накопилась», – резюмирует Ионин.

Парковочный «квадрат»

Кстати
По данным мэрии Екатеринбурга, в 2013 году муниципальные транспортные предприятия перевезли свыше 312 миллионов пассажиров. Это почти на 75 миллионов превышает показатели 2012 года.
Помимо всего прочего, на заседании комиссии по экономическому развитию депутаты рассмотрели вопрос, касающийся создания в Екатеринбурге платных парковок

Напомним, что с начала 2014 у нас началось внедрение платных парковочных мест. В схему их дислокации вошли улицы 8 Марта (от Ленина до Малышева), Хохрякова (от Ленина до Малышева), Попова (от Вайнера до Сакко и Ванцетти), Сакко и Ванцетти (от Ленина до Малышева). Общая вместимость парковочной зоны 500 машиномест. Причем к концу года планируется увеличить их количество до 2 000. Уже с середины апреля автолюбители будут обязаны оплатить парковку в квадрате всех этих улиц с помощью установленных паркоматов.

Парламентариев, как и в случае с транспортным тарифом, заинтересовал в первую очередь расчет стоимости парковки. Как отметил председатель комитета по транспорту Алексей Курлыков, она зависит от расходов, потраченных на обустройство парковок и работу паркоматов. На сегодняшний день это 30 рублей в час за одно парковочное место.

Жителям Екатеринбурга паркоматы пока в диковинку. Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал» / Автор фото: Елена Антуфьева

По мнению чиновника, очень важно упорядочить парковку в центральной части столицы Урала, исключив возможность ставить автомобили в 2-3 ряда. Вторая цель этого пилотного проекта – увеличить нагрузку общественного транспорта, снизив поток машин в центре города.

Предварительные итоги работы платных парковок будут подведены в мае на заседании Екатеринбургской гордумы.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах