Самый новогодний супергерой − это Бэтмен, а за новогодним столом можно посмотреть, как он возвращается.
Супергеройское кино − это тренд современности. Толпы мужиков в трико дерутся друг с другом при помощи сверхспособностей уже не первое десятилетие, фанаты ломают копья, кто же все-таки круче, DC или Marvel. А между тем самый рождественский супергеройский фильм снят еще в 1992 году, и пока никто его в своей новогодней стилистике не переплюнул. Итак, вспоминаем, как под елочку возвращался Бэтмен.
Готичное рождество
Итак, «Бэтмен возвращается» Тима Бертона. Место действия − Готэм Сити. Время действия − непонятно когда. Дело в том, что первые комиксы про Бэтмена рисовали еще в 1939 году − отсюда в фильме стилистика города и его обитателей. Все при шляпах, посреди огромных мрачных небоскребов, с револьверами и автоматами Томпсона − чисто довоенное гангстерское кино. Но с другой стороны многие технологии и оснащение персонажей говорит нам, что мы в 90-х − СD, характерные автомобили и многое другое. Короче, ретрофутуризм в киноконтексте нуара.
При всем этом на дворе Рождество: снег, подарки, тема одиночества, особенно остро переживаемого в новогодние праздники. Да и сам главный злодей очень рождественский − мистер Пингвин, который командует бандой циркачей-отморозков, решивших похитить всех детей богачей Готэма.
Для контраста в фильме − Женщина-кошка, которая выглядит очень злободневно. Забитая жизнью секретарша, решившая стать Сильной Независимой Женщиной и иконой БДСМ. Ее мотив один − показать мужикам, кто в доме главная, и просто повеселиться. Она как настоящая кошка − гуляет сама по себе и до конца еще не определилась, кто ей краше: Человек-водоплавующая птица или Человек-летающий паразит.
Новогодний глинтвейн
Эта троица в компании подлых бизнесменов, мутных политиков, беспомощных мирных жителей и невозмутимого дворецкого Альфреда встречает Рождество, круша елки и друг друга, взрывая зоопарки и мешая мирно праздновать окружающим жителям. А еще тут, пожалуй, самое большое число пингвинов в кадре за всю историю мирового кинематографа. Кому не хватит этих неуклюжих животных − умилятся цирковой собачке с гранатой и толпе кошек-людоедов. В общем, кино почти семейное.
Ну и актерский состав, для 90-х просто золотой. В роли Бэтмена − Майкл Китон, которому Брюс Вейн удается куда достовернее, чем его последователям (хотя в амплуа Человека-летучей мыши он, возможно, недостаточно грозен). В роли Женщины-кошки − большеглазая и пышноволосая Мишель Пфайффер, в роли Пингвина − Дени Де Вито, полноватый коротышка, которого загримировали так, что родная мама не узнает. Для всех эти роли считаются нестандартными: Китон и Пфайффер чаще играли в драмах, Де Вито − обычно в комических ролях. Но тут эта троица смотрится очень гармонично в амплуа людей-зверей, воюющих между собой.
И арена рождественской битвы − зимний Готэм − получилась очень атмосферной, особенно если учесть, что снимали его в 1992 году, когда компьютерная графика в кино была еще в зачаточном состоянии. Тем не менее несуществующий город получился очень атмосферным − этакий перекресток времен и эпох, в котором не скучно провести два часа экранного времени.