Примерное время чтения: 5 минут
518

Фестиваль «Россия». Показ дня: фильм «Великие реки Сибири. Бирюса»

Автор фото: Ольга Маслова / «АиФ-Урал»

Комедия с горчинкой

Во время краткой презентации фильма, посвященного жизни общины староверов, Павел Минуллович отметил, что новая лента продолжение «сериала», который снимается уже несколько лет. Сериала под общим заглавием «Великие реки Сибири». «Не хотелось бы, чтобы название картины сбивало вас с толку», - отметил режиссер, - «Речь идет не о реках, не о каких-то географических точках. Наши фильмы про людей, живущих на этих реках, о жизни этих людей, отличные от наших, привычных». Рассказывая собравшимся зрителям о своей последней работе, а в Большом заде Дома кино можно было наблюдать настоящий аншлаг (уральцы чуть ли не висели на потолке, только чтобы увидеть документальную комедию своего земляка), Павел Фаттахутдинов уточнил, что отправился со своей командой к берегам Бирюсы с совершенно другой задумкой.

Съемочная группа планировала показать быт и жизнь нынешних староверов, а также те негативные изменения, что произошли с этими людьми под влиянием цивилизации. Но на месте режиссера ждало некое разочарование. Старообрядцы не только не показывали признаков увядания своей веры, но и очень жестко отреагировали на появление чужаков с камерами, напрочь отказавшись сниматься.

- Ну, а когда вопрос встал ребром – «давайте начинать процесс» – перед нами будто выросла стена. Ты видишь перед собой человека, которому дух важнее всего, - говорил в одном из интервью для «АиФ-Урал» режиссер ленты, - так в них и виделось: вы что думаете, я душу свою бессмертную ради этого губить стану? Ведь что заставляет человека сниматься в документальном кино? Все равно есть в этом маленькое тщеславие – вот меня увидят, значит, я лучше в чем-то остальных, чем-то интереснее, коль меня выбрали. Это для них вообще не имеет никакого значения! Настолько они отвергают мирское.

«А как жить без телевизора? А как без станканчика?»

Самому Павлу Фаттахутдинову и его команде больше ничего не оставалось, как бегать с камерами за своими потенциальными героями, довольствуясь обрывками разговоров, «подглядываниями» через щели заборов, да двумя словами, которые сопровождали создателей фильма на протяжении всего путешествия: «не снимайте!». Фильм в итоге вышел из «необязательных вещей». Из тех нарезок, где режиссер и его спутники начали от безысходности снимать самих себя, рассказывая о неудаче, валять дурака. «Но, несмотря на то, что мы валяли дурака, фильм этот серьезный», - дополняет своего коллегу, Павла Минулловича, Светлана Боброва. И тут она права. Пусть в определении картины и значится слово «комедия», сам же фильм показывает зрителю, насколько стоек может быть человек в своих убеждениях, чего нам часто так не хватает.

Жизнь эти крепких духом людей разительно отличается от существования их соседей по деревне Кондратьево. Если в первом случае зритель видит новые дома, ухоженные огороды, чистых животных, работающих наравне взрослых и детей, то на территории мирских, так старообрядцы называют простых людей, ужасает и грязь, и разруха, и пустые дома без окон, и алкаши, шатающиеся по дороге, и общая неприглядность – эдакий привычный образ российской деревни.

- Староверы плодятся по 10 детей и остаются здесь, а наши не плодятся и уезжают, - говорит один из местных жителей, - что будет с нашей деревней через 20 лет?

Его сосед тут же поддакивает:

- Скоро всю Кондратьевку нашу займут…

Однако последовать примеру староверов остальные жители деревни не спешат, хоть и признают открыто правильность жизни своих соседей. Каждый из них подтверждает, живут тут плохо: «Все пьют, работать не хотят. И девки пьют тоже». «Так давайте все станем староверами!», - предлагает мирским режиссер.

- А как телевизор не смотреть? Они не смотрят, им нельзя – парируют они, - там ведь «кина» хорошие показывают, сериалы, новости со всей страны. А без стаканчика как? Им-то это тоже нельзя! Да и «нотбуки» эти: я человека вежу с этой стороны, а он меня с той. Хорошо, удобно! Как без этого жить?...

Дети цивилизации

Преследуя одну цель, режиссер неожиданно достиг совершенно другой. Он показал, как блага цивилизации не староверов развратили, а еще раз, и очень красочно напомнил о наших собственных зависимостях, которые часто мешают идти верным путем. Не говоря уже о праведном.

- Мы не сможем, - честно отвечают местные жители, - нам это будет очень тяжело.

На фоне судеб деревенских детей это «очень тяжело» выглядит верхом эгоизма. Каждый из тех, с кем разговаривал в школе режиссер, из тех, чьи семьи не принадлежат к общине староверов, ответил, что мечтает отсюда уехать. Маленькая девочка с косой светлых, пушистых вопрос с совершенно взрослой интонацией, серьезно глядя в камеру, сказала: «Достали меня здесь по уши. Дед не может и дня без самогонки. Здесь все пьют… очень много…».

Оказался ли этот фильм комедией? И да, и нет. Были моменты, когда зал хохотал, но и были и такие, что заставляли зрителей притихнуть, прислушаться к себе, понять – добралась ли до их души цивилизация в той же степени, что и до мирских персонажей фильма Павла Фаттахутдинова? Или есть еще шанс что-то поправить?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах