Примерное время чтения: 9 минут
179

Хранительница веретена. Уральская мастерица возрождает ткацкое ремесло

Наталья Гилёва рассказывает гостям о традициях и ремёслах, которыми владели женщины в каждой семье.
Наталья Гилёва рассказывает гостям о традициях и ремёслах, которыми владели женщины в каждой семье. / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

Бывший бухгалтер Наталья Гилёва сравнивает себя с героинями сказок, которые прилежно сидели за прялкой. Несколько лет назад она настолько сильно полюбила это занятие, что оставила работу, создала дом ремёсел, начала знакомить людей с ткацким ремеслом и организовывать фестивали мастеров. Подробнее – в материале ural.aif.ru.

Взгляд с фотографий

В деревянном домишке пахнет половиками, льном и лыком. В комнатах – прялки, узорчатые коврики и ткацкие станки. Хозяйка дома, Наталья Гилёва, выглядит так, словно сошла с иллюстраций к сказам Бажова. Несколько лет назад она оставила работу главного бухгалтера, чтобы посвятить жизнь ремёслам. Такого от неё не ожидал никто из знакомых. Увидев её за прялкой, многие спрашивают: «Наташа, это точно ты?» Ведь она всегда была активным человеком, а вытягивать нить из кудели — занятие монотонное. Сейчас рукоделие для неё – образ жизни. Мастерица организовала в родной Сысерти пространство, где показывает другим, как в старину, например, чесали лён, создавали сукно или делали кукол. Второй год подряд она проводит ткацкий фестиваль, на который в этом году вообще приезжали умелицы со всей страны.

А началось всё с керамики. Пять лет назад они с мужем Леонидом обустроили гончарную мастерскую у себя дома. Но оказалось, что глиной можно быстро всё испачкать, да и возиться с ней слишком хлопотно. В итоге Наталья поняла, что ей это не интересно. А Леониду дело пришлось по душе. Изделия у него получались красивыми и добротными. Наталье хотелось, чтобы её любимый человек занимался чем-то, что ему по-настоящему нравится. Поэтому они принялись искать помещение для мастерской, а сама тем временем решила освоить другое ремесло — традиционное и знакомое многим по сказкам и легендам. Выбрала ткачество, прошла обучение у рукодельниц и купила свой первый станок. Помещение вскоре нашлось: семья арендовала деревянный дом. Правда, фасад у него был не в лучшем состоянии. Но, к счастью, рядом оказались волонтёры, которые помогли отреставрировать эту историческую постройку. Местный краевед Александр Савичев посоветовал семейной паре устраивать в этом здании выставки с экскурсиями. Сама атмосфера, которая там царила, будто бы подталкивала к такому. Так в городе появился Дом ремёсел «Живинка в деле».

В доме, где мастерица рассказывает о ремёслах, стоят прялки и навевают атмосферу старины.
В доме, где мастерица рассказывает о ремёслах, стоят прялки и навевают атмосферу старины. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Супруги постоянно выезжали на фестивали, на которых знакомились с другими мастерами. Общаясь с увлечёнными людьми, Наталья окончательно влюбилась в ткачество. Она вспомнила, что в детстве с удовольствием читала сказку «Дикие лебеди». Там по сюжету смелая принцесса Элиза спасает братьев, сплетая им кольчуги из крапивы. А ведь на Урале из этого материала тоже нередко делали одежду. Наталья решила устроить свой ткацкий фестиваль, куда съехались бы рукодельницы со всей области. И она его провела. «Мне захотелось популяризировать ткачество, – рассказывает она. – Казалось бы, зачем людям вообще ремёсла в XXI веке, когда всё можно купить? И тем не менее кто-то хочет носить носки из стопроцентной шерсти, а далеко не везде продаются такие – без добавления других материалов. Поэтому многие сейчас учатся создавать вещи своими руками. Даже в экономически развитых странах открывают семейные мастерские, где делают уникальные предметы. Находятся ценители, которым хочется иметь что-то оригинальное. Но при этом надо адаптировать традиции к новым реалиям. Например, можно вписать вещь ручной работы в современный интерьер. Ведь без традиций жить нельзя, но и стоит принимать во внимание, что всё вокруг меняется».

Леонид также увлечённо относился к своему ремеслу. В доме много фотографий, на которых он сидит за гончарным кругом вместе с детьми. Везде у мастера добрый и пронзительный взгляд. «Он был творческим человеком: мог сделать шедевр из самых простых материалов», — вспоминает мужа Наталья. Минувшим летом он ушёл из жизни — сердце. Супруга бережно хранит посуду, которую он сделал, и продолжает ткать, в том числе в память о нём.

Леонид Гилёв создавал добротные и красивые изделия из глины, которые теперь напоминают о нём.
Леонид Гилёв создавал добротные и красивые изделия из глины, которые теперь напоминают о нём. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Выходят из тени

«В ткачестве, в принципе, нет ничего сложного. Правда, нужны усидчивость и внимание, — поясняет рукодельница. — Есть множество вариаций: полотняное переплетение, узорное, ажурное и так далее. В браном ткачестве приходится буквально выбирать каждую ниточку. Для этого используется бральница, то есть специальная палочка, которой создаётся рисунок. Каждый раз, принимаясь за работу, чувствую азарт. Интересно же, что получится! Этот процесс во многом отличается от автоматизированного фабричного производства, поэтому результат не всегда можно полностью предугадать». Наталья садится за один из станков. У неё их восемь — для разных видов изделий. На каких-то удобно делать половики, на каких-то — палантины, а на каких-то — платки со сложным орнаментом. Есть даже игрушечный станок, чтобы мастерить одёжку для тех же кукол.

На стене — гобелены с рисунками по сказам Бажова: такова была тема августовского фестиваля. К слову, он получился более масштабным, чем первый. Всё потому, что Наталье удалось выиграть грант на его проведение, а она и не ожидала. «Думала, что результат будет известен на месяц позже мероприятия, — рассказывает Гилёва. — Знакомая позвонила мне и давай поздравлять, а на вопрос – с чем, ответила: мол, разве ты не знаешь? Твой проект выиграл! Я позвонила единомышленницами, всё им рассказала. Столько было радости!» Правда, фестиваль прошёл бы в любом случае, просто с меньшим количеством участников. На праздник приехали умелицы со всей страны: из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и других городов. По словам Натальи, ткачеством чаще всего увлекаются зрелые люди, старше 40 лет. А если приезжает молодёжь, то это, как правило, студенты творческих специальностей — будущие дизайнеры, например. Хотя ткацкое ремесло испокон веков считается  женским, мужчины иногда тоже за него берутся. Пример тому — талантливый ткач из Ивделя Алексей Варов. Во время праздника люди обмениваются секретами мастерства друг с другом. Наталья отмечает, что ткачи постепенно выходят из тени. Когда она училась этому, таких рукодельниц в области не было, а сейчас они есть.

В браном ткачестве используется специальная палочка - бральница, с помощью которой создаётся узор.
В браном ткачестве используется специальная палочка - бральница, с помощью которой, в том числе, создаётся узор. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Спасительная кукла

В прихожей у Натальи расставлены прялки. Волокно рукодельница изготавливает традиционным способом — из натуральных материалов. Она сеет лён у себя во дворе, собирает его, а затем делает пряжу. Крапива, что растёт у ближайших гаражей, тоже пригождается. Когда растения лежат в корзинах в размятом виде, их практически не отличить друг от друга. А запах от них — просто божественный!

В комнате развешаны сарафаны. Внешне они выглядят как новые, но на самом деле им чуть ли не сто лет. Они лежали в старинном сундуке в одном из городских домов, а после смерти хозяйки сундука были обречены на сожжение. Знакомая Натальи спасла их от уничтожения и передала мастерице. В историческом антураже эти наряды смотрятся весьма уместно.

Почти на каждой полочке лежат куклы-обереги. Наталья обычно рассказывает гостям о том, в каких случаях их изготавливали, и показывает, как их мастерить. Скажем, с помощью хороводницы девочки развивали мелкую моторику, чтобы потом им было проще научиться прясть и ткать. Для мальчика делали кулачников, чтобы те играли в борьбу. Иногда Наталья плетёт кукол из лыка. Комнату украшают её фигурки: лошадка, корова в платье, птица счастья, которая парит под потолком. А кукла-зерновушка хранит в себе любопытную историю. Это сейчас её с удовольствием включают в программы мастер-классов и мастерят как оберег. В дореволюционный период крестьяне прятали в ней зерно на случай, если будет неурожайный год и помещик придёт забрать последнее. Куклу давали детям, и те уносили её подальше от глаз барина. Так семье удавалось сохранить хоть что-то.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах