Примерное время чтения: 6 минут
648

Маргарита со стикерами. Ханжество, вандализм или продуманный пиар?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. «АиФ-Урал» 11/12/2019
Вячеслав Земляников / Facebook

Показательная история произошла на прошлой неделе в Екатеринбурге. После жалоб родителей организаторы выставки в Уральском центре развития дизайна закрыли изображения обнажённых женских тел стикерами.

Опасная обнажёнка

Выставка «Арт-Екатеринбург» проходила в столице Урала с 4-го по 8 декабря 2019 года. В рамках проекта свои работы представили более 100 художников со всей России. Однако внимание общественности привлекли не столько произведения искусства, сколько связанный с ними скандал. Дело в том, что возрастной ценз был обозначен организаторами как 0+. И когда к ним обратились несколько мам, обеспокоенных тем, что их детишки лицезреют женские прелести, устроители не придумали ничего лучше, как прикрыть голые тела стикерами и тканью.

КСТАТИ
Возрастная классификация информационной продукции (Russian Age Rating System, RARS) – совокупность норм, регулирующих доступ к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей в РФ. Была введена с 1 сентября 2012 года. Всего существует пять категорий: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+.

Менеджер Валентина Ковалёва пояснила, что на выставке лишь три картины с обнажёнкой. Одна из них написана по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Правда, когда поднялся шум, организаторы опомнились и отклеили бумажки, но было уже поздно.

В соцсетях по этому поводу началась натуральная истерия. В чём только ни обвиняют организаторов и обеспокоенных мам. «Сначала родители приводят своих детей туда, а потом просят подстроить выставку под них? Гениально», – пишут пользователи. «То с храмом борются, то титьки заклеивают», – негодует общественность. Кроме того, ценители искусства заявили, что стикеры могут испортить картины.

Выяснилось также, что женские прелести прикрыли лишь в картинной галерее, а в сувенирном киоске альбомы с теми же самыми произведениями искусства продаются, что называется, без купюр.

«Срамота!»

«Глупость это всё несусветная, – уверен уральский писатель Евгений Касимов. – У нас в изобразительном искусстве очень много обнажённых натур, что, теперь, мы всё будем заклеивать? То, что сделали с картинами, это вандализм. Вандалы, когда пришли в Древний Рим, тоже бессмысленно разрушили всё, что было чуждо их культуре, эстетике. Когда приходишь на выставку, надо соблюдать определённые правила. Искусство, живопись – это не так просто, этому нужно долго учиться. Нельзя приходить и говорить: это нам не нравится, это могут увидеть дети. Нас обложили таким количеством законов, что различные организаторы, менеджеры побаиваются нарушить какие-либо нормы. Оттого организаторы боятся отстаивать свою точку зрения и перестраховываются. Но я не поддерживаю людей, заклеивших картины. Дело, которым они занимаются, нужно не просто любить, но и отстаивать. Есть невежество, которое сидит в уголке и бурчит себе. А есть воинственное невежество, когда человек считает, что его точка зрения самая правильная. Он думает: «Голая баба – это плохо, срамота!»

Достаточно неоднозначно оценил инициативу организаторов представитель родительской общественности. «С одной стороны, я считаю, что показывать грудь и прочие такие вещи маленьким детям неправильно, – подчеркнул президент Уральского родительского комитета Евгений Жабреев. – С другой стороны, это искусство, и его нельзя трогать. Тем не менее я за ограничения и не поддерживаю тех, кто говорит об их бессмысленности. Для чего у нас тогда существует закон о возрастной маркировке? Организаторы могут воспитывать своих детей, показывая им обнажённую картины и попутно всё объясняя, но не все ведь разделяют такую точку зрения. Не говоря о том, что не так много взрослых в принципе понимают искусство. Что они ответят своим детям, когда те спросят: что это у дяди или тёти между ног? В конфликте неправы обе стороны: одни – потому что устроили истерику, вторые – потому что не всё продумали. Организаторы должны понимать, что все люди разные, и учитывать это. Ведь можно было не заклеивать картины с обнажёнкой, а повесить их в отдельном зале, куда нельзя пройти с детьми. Кстати, выставка была неплохая, организована на хорошем уровне».

«Вышло случайно»

Между тем в минувший понедельник, когда спал ажиотаж, у многих возникли подозрения, что речь идёт вовсе не о ханжестве и вандализме, а о мастерском пиаре! «Люди сейчас ходят и удивляются, мол, ничего же такого, – говорит участник выставки, художник Вадим Туголуков. – Но в целом посетителей прибавилось».

Более того, начались разговоры, что весь этот цирк со стикерами сам по себе акт искусства, что таким образом авторы протестуют против цензуры и всяческих запретов. Впрочем, сами устроители какую-либо «продуманность» данной акции наотрез отрицают.

«Скандал показался мне смешным, – отмечает управляющий галереей «Урал Постер» Салават Фазлитдинов. – Таким нелепым, будто организаторы сами спланировали акцию и создали ажиотаж. Но, поговорив с ними, я понял, что у них это вышло случайно. Устроители присвоили своей выставке рейтинг 0+, что очень серьёзно, за этим сейчас сильно следят. По ТВ, например, все передачи маркируют. А для людей искусства эта возрастная маркировка непонятна. Они всегда рисовали обнажённую натуру, для них это упражнение, они не видят в наготе ничего плохого. Естественно, что они опешили, когда появились недовольные посетители, и не нашли ничего лучше, кроме как налепить стикеры. Просто чтобы оправдать возрастное ограничение. Желание подстраховаться привело к тому, что они смогли хайпануть. Скандал, конечно, детский. Но, увидев результат, я и сам призадумался: не устроить ли мне что-то похожее?»

Алексей СМИРНОВ, 
Павел ХИБЧЕНКО

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах