aif.ru counter
167

Стена все стерпит? Кому и зачем нужно уличное искусство Екатеринбурга

Уличное искусство давно захватило центральные улицы города, нашло приют на мостах, на людных перекрестках и на гаражах. Как и многие достопримечательности города, кости «Домино» на Макаровском мосту или текстовые баннеры на пересечениях улиц Крауля - Токарей нашли место в сердцах горожан. «АиФ-Урал» выяснил, как объекты стрит-арта становятся неотъемлемой частью культуры уральской столицы.

Непредсказуемое искусство

Искусство стрит-арта способно запечатлеть моменты истории  с любого ракурса, и делают это уличные художники скорее для того, чтобы жители обратили свое внимание на события, играющие сегодня значительную роль. «Художник – это человек, который впитывает то, что вокруг происходит, генерирует это и потом воплощает, – делится с «АиФ-Урал» граффитист Антон Районов. – Граффити – свободное творчество, которое взяло свое начало с запретов. Люди воплощают то, что хотят, независимо от чужого мнения. И если честно, то раньше граффити спокойно можно было отнести к вандализму». Не только исторический период отпечатывается в концепции творца, но и много других факторов, которые заставляют подстраиваться уличную культуру. «Конечно, стоимость материалов и законы тоже влияют на реализацию. Все, что произошло, человек отобразил. Подорожала краска – используются другие материалы, выпал снег – та же история», - комментирует Антон.

Искусство стрит-арта способно запечатлеть моменты истории с любого ракурса, и делают это уличные художники скорее для того, чтобы жители обратили свое внимание на события, играющие сегодня значительную роль. Фото: Пресс-служба "Газпром нефть Оренбург"

Многие уличные художники не имеют специальной подготовки, и это уже стало некой особенностью стрит-арта. Как поделился с «АиФ-Урал» Антон Районов, самое главное образование для уличного мастера– это обмен опытом в творческом коллективе. «Мы общаемся друг с другом, учимся друг у друга каким-то приемам, техникам. Улица – как школа для художников граффити. Конечно, если бы были места, предназначенные для подобного занятия, то, скорее всего, это бы серьезно повлияло на качество и подход, но улица добавляет особой пикантности», - рассказывает граффитист.

Творческий беспредел

Творческие амбиции сложно остановить стороной закона, но все же нормативные акты пристально следят за вольностями уличных художников. «Профессионально сделанное граффити – это очень красиво, граффити преображают заброшенные здания, заборы, торцы зданий и различных сооружений. Но все-таки, если нанесение уличного граффити не согласовано, художники могут быть привлечены к административной ответственности», - рассказывает «Аиф-Урал» Председатель Комитета благоустройства Администрации города Тамара Благодаткова. Согласно статье 14-1 Областного закона №52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» любителей стрит-арта, не имеющих нужного разрешения от собственника или городской Администрации, ждет наказание, хоть и незначительное. В этом случае уличное произведение будет стоить автору всего ничего – штраф до трех тысяч рублей или даже вовсе предупреждение. Стоит напомнить, что нанесение рисунков на памятники архитектуры и мемориалы в любой ситуации станет незаконным. Но зачастую, как признается мастер стрит-арта Слава ПТРК, уличной культурой захватываются именно те, кто не хочет ни у кого спрашивать и получать какое-либо разрешение, чтобы творить. В основе этого искусства уже лежит слово «свобода», а именно это и становится самым манящим для уличного художника. «Стрит-арт - достаточно свободный и смелый жанр, и поэтому уличное искусство быстро популяризуется, - делится Слава. - Если ты не хочешь получать какие-то разрешения, то ты идешь на улицу и рисуешь, и твою картину увидят десятки тысяч людей».

Главными цензорами художника, по мнению Антона Районова, должны быть духовное воспитание и ответственность за свои действия – как перед аудиторией, так и перед самим собой. «Если бы художник ограничивал себя законом, то не было бы и граффити. Но настоящий уличный художник понимает, что он делает, а значит, сможет ответить за свой рисунок, за свое искусство, - считает Антон Районов. - По закону нельзя одно, по закону нельзя другое, но ведь и раньше было много примеров, когда истинных любителей не останавливали законы и правила».

Увы, кроме тех, чьи рисунки становятся привлекательными для жителей города, есть и такие представители, которые, откровенно говоря, разрушают приятный облик улиц Екатеринбурга и нарушают эстетическую тишину, царящую на стенах зданий. «Не все граффити можно назвать уличным искусством, некоторые портят городской облик и разрушают положительное отношение к стрит-арту. Безусловно, есть много художников граффити, которые пишут неприличные слова и рисуют глупые изображения, портят памятники, мемориальные стены – это действительно больше похоже на вандализм, нежели на уличное искусство», - комментирует ситуацию Благодаткова. Поймать на месте преступления подобных «художников» слишком сложно, поэтому остается лишь вздыхать при виде новых неуместных надписей на заборе.

Подать под соусом свободы

На сегодняшний день уличное искусство стало неотъемлемой частью городской культуры, поэтому многие масштабные проекты начинающих мастеров и тех, кто уже не на шутку решил посвятить себя стрит-арту, получают поддержку.

«В Екатеринбурге наиболее благоприятная среда для развития свободного уличного творчества. Именно в этом городе возникла какая-то энергетически заряженная взаимность: город любит уличное искусство, а потому уличное искусство развивается», - полагает идеолог фестиваля «Стенограффия» Евгений Фатеев. Ежегодно совместными силами агентства StreetArt и Администрации Екатеринбурга проводится всероссийский фестиваль уличного искусства «Стенограффия». «Екатеринбург - город свободных людей, а уличное искусство - это искусство свободы. Наверное, поэтому все совпало», - замечает Фатеев. На внушительной площадке собираются молодые художники с целью поделиться опытом и свежими идеями. И, возможно, это творческое движение рождает самые смелые проекты. Каждый год фестиваль пополняет свою копилку новыми работами мастеров стрит-арта. «Приезжают люди из других городов, и ты слышишь мнения о городе, о культуре, становится радостно, потому что людей это вдохновляет», - делится Антон Районов. По словам Тамары Благодатковой, в разных странах мира сегодня существует тенденция планирования росписи стен еще на этапе застройки микрорайона. В России же только начинают вводить цветографику. «Уже существующая в Екатеринбурге «картинная галерея» под открытым небом, несомненно, становится дополнением к туристической привлекательности города», - считает Благодаткова.

Уже существующая в Екатеринбурге «картинная галерея» под открытым небом, несомненно, становится дополнением к туристической привлекательности города. Фото: Фото предоставлено организаторами выставки

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество