aif.ru counter
65

Немецкий Екатеринбург: новая экскурсия по городу от Музея истории

Ирина Демехина / «АиФ-Урал»

В столице Урала представили новый туристический маршрут для горожан и гостей Екатеринбурга. Маршрут посвящён истории немецкой диаспоры и её вкладу в развитие города — что уж говорить, даже один из основателей города Вильгельм де Генин был немцем.

Маршрут разработан Музеем истории Екатеринбурга при поддержке Генерального консульства Германии. Для горожан он будет доступен с 15 сентября, и скорее всего для начала лишь онлайн. Созданная для проекта «Екатеринбург немецкий» карта охватывает период с XVIII до XX века. На разработку всего маршрута ушло более трех месяцев.

Исчезающая история

Лютеранская церковь и церковное клабдище в Екатеринбурге, вид с Главного проспекта (ныне ул. Ленина).
Лютеранская церковь и церковное клабдище в Екатеринбурге, вид с Главного проспекта (ныне ул. Ленина). Фото: www.1723.ru

С самого начала города в 1723 году немцы не были для Екатеринбурга чем-то необычным. Из Германии на Урал приезжали работать горные инженеры и рудознатцы, чтобы обучать своему ремеслу местных работников. Иностранные «контрактёры», как их тогда называли, основывали в Екатеринбурге целые династии. Немцы не только работали на заводах, но и занимались бизнесом — известны пивоварни, музыкальный магазин, аптека и переплётные мастерские, принадлежащие выходцам  из Германии.

Маршрут начинается от здания на Ленина, 13 — ныне это хоровое училище, а в 1873 году здесь было Алексеевское реальное училище. Такие училища были в первую очередь ориентированы на подготовку технических специалистов. Кроме соответствующих дисциплин, здесь изучали и языки, в том числе немецкий — так выпускник сможет работать со специальной литературой и даже поступить в высшее учебное заведение.

Вид на лютеранскую церковь с крыши Оперного театра, 1910-1911 гг.
Вид на лютеранскую церковь с крыши Оперного театра, 1910-1911 гг. Фото: www.1723.ru

Алексеевское реальное училище и немецкая школа (на этом месте сегодня Гимназия №9)  стали одними из самых быстрых социальных лифтов: сюда ехали поступать люди разного происхождения со всего Урала, потому что выжившие и сумевшие окончить образование могли сделать действительно головокружительную карьеру.

Всего туристический маршрут включает в себя  17 исторических мест, которые обязаны своим появлением и развитием немецкой диаспоре в Екатеринбурге.

Одно из таких исчезнувших зданий — лютеранская кирха Петра и Павла. Сейчас на её месте жилое здание — «Дом Артистов» на Ленина, 46.

«Дом Артистов» на месте лютеранской кирхи на ул.Ленина, 46 в наши дни.
«Дом Артистов» на месте лютеранской кирхи на ул.Ленина, 46 в наши дни. Фото: 2gis.ru

Лютеранская община в Екатеринбурге появилась в момент основания города, и первые годы преимущественно состояла из шведов. Но уже к концу XVIII века среди прихожан преобладали те самые немецкие контрактёры.

Лютеранская церковь периодически меняла своё расположение — было деревянное здание на главной площади города, потом служения в частном доме и казённых строениях. Наконец, в 1861 году община получила разрешение на строительство своего храма. Прихожане организовали краундфандинг на строительство и церковь была возведена. Рядом с ней расположилось и кладбище.

Увы, но революция не пощадила не только людей, но и здание: уже в 1920-е годы приход был закрыт, кирху пытались перепрофилировать под светские цели и окончательно снесли в 1930-е...

Возвращение к корням

Дом на ул. Ленина, 60А. Фото сделано до 1959 года.
Дом на ул. Ленина, 60А. Фото сделано до 1959 года. Фото: Музей истории Екатеринбурга

На положение уральских немцев в начале ХХ века огромное влияние оказала Первая мировая война и сопутствующая антигерманская агитация. У сохранивших германское гражданство в 1915 году начали отбирать их бизнес, многие бежали из Екатеринбурга.

Следующие антинемецкие кампании на Урале случились уже совсем скоро — после революции 1917 года.

Коснулся уральских немцев и «Большой террор» 1930-х: национальность вдруг стала достаточным основанием для обвинений в шпионаже и репрессий. Часть репрессированных содержали на трудовых лагерях и использовалась на тяжёлых работах. Советские немцы меняют имена и фамилии, перестают пользоваться родным языком в попытке сохранить свои жизни.

Путеводитель «Екатеринбург немецкий».
Путеводитель «Екатеринбург немецкий». Фото: «АиФ-Урал»

Впрочем, после Великой Отечественной войны на Урал попадают немцы уже как военнопленные. Узники лагеря для военных преступников строят несколько объектов — вы наверняка гуляли по улице Ленина вдоль домов 58 и 60, которые действительно возвели пособники нацистов. Амнистия для них наступила в 1955 году, они были вывезены с Урала.

Сейчас, в XXI веке уральские немцы начинают возвращать свою национальную идентичность. Начинают интересоваться своим прошлым, ищут сведения о предках, учат язык, организуют российско-немецкие сообщества и культурные учреждения.

История закручивается в спираль: подобные сообщества были привычным делом для многонационального Екатеринбурга с самого начала.

«Мы сегодня очень рады, что нам удалось сотрудничать вместе с Музеем истории Екатеринбурга, потому что это позволяет показать длинные отношения между Россией и Германией, показать, что в Екатеринбурге до сих пор существует немецкая диаспора», — заявил генеральный консул Германии в Екатеринбурге Матиас Крузе.

Музей истории не планирует останавливаться на сотрудничестве с консульством Германии. Пока в планах музея маршруты, связанные с еврейской и татарской общинами, а может, даже с историями отдельных людей, связавших свою судьбу с Екатеринбургом.

«Мы хотим к 300-летию города показать в истории города слои тех стран, городов и людей, которые вложились в Екатеринбург. Своего рода нашу ДНК. Потому что все то, что мы впитываем, тем мы и являемся», — объяснил идею директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский.

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах