22-летний студент из Екатеринбурга Юрий Берланд пытается математически обосновать наличие загробной жизни. По его словам, математическая формула, которая доказывает бесконечность человеческого сознания, пришла ему в голову, когда он еще учился в школе. Корреспондент «АиФ-Урал» лично встретился с молодым теоретиком, чтобы выяснить подробности проекта, вызвавшего ажиотаж общественности.
Когда математика объединяет
Артем Рыжаков, «АиФ-Урал»: Юрий, почему вы вообще задались этим вопросом?
Юрий Берланд: Занялся, просто потому, что мне нужен был ответ.
— А на кого вы учитесь? На математика?
— Я учусь на инженера-химика. Причина не в том, что специальность связана с этим. А именно в том, что мне нужен был ответ.
— Некоторое отношение имеет. Это одно из направлений, по которым я работаю. Я наметил для себя шесть направлений самореализации, и одно из них — работа над этим математическим трудом. Конкретно в этом случае я даю миру то, что позволит объединить людей с разными взглядами – религиозными, национальными и так далее. Чтобы избежать конфликтов, я даю единое представление о жизни после смерти, которое этим взглядам не противоречит.
— То есть, вы говорите о философских проблемах?
— Да, только математическим языком. Потому что никто не будет спорить с тем, что дважды два – четыре. Поэтому мне нужно устойчивое доказательство, которое может быть принято наукой во всем мире. Но здесь есть один важный нюанс: СМИ очень любят саму формулу, однако она не является основной частью работы. Главная часть основывается на Копенгагенской интерпретации (квантовой механики – прим. ред.) Нильса Бора, которая, в общем-то, сейчас лежит в основе картины мира современных физиков. Это представление о том, что наблюдатель является неотъемлемой частью системы, которую он наблюдает. Мир таков, каким мы его воспринимаем. Исходя из этого, я делаю вывод, что информацию можно делать мерой всего вообще.
Если человек – наблюдатель, то любую составную часть Вселенной можно представить как совокупность имеющихся у наблюдателя данных о ней. Поэтому я все измерил через информацию, и когда у меня уже появилась мера, тогда уже становится уместной формула. Эта формула появилась у меня в голове еще в 11 классе, когда мы проходили пределы.
- Должен признаться, что к вашей формуле я отношусь довольно скептически. Вы представляете жизнь как функцию от времени при времени бесконечном?
— Нет, это смерть рассматривается при времени бесконечном, потому что с того момента, как человек умер, можно считать, что время стремится к бесконечности, ведь он уже не проснется как тот человек, которого мы знаем. А жизнь длится конечный промежуток времени, поэтому я считаю уместным рассматривать ее как определенную функцию от времени. Не забывайте о том, что переменная жизни – L – это числовой коэффициент. Он характеризует то, как меняется у наблюдателя набор данных о внешнем мире. Если исходить из того, что набор данных – это все, то он и есть жизнь.
Бесконечная память
— Вам не кажется, что жизнь – это понятие, которое вмещает больше, чем мы можем проанализировать, и в связи с этим несколько опрометчиво представлять ее как математическую функцию?
— Знаю, шаг достаточно смелый, но без смелого шага не будет конечного доказательства, что мне и требовалось – мне требовалось знать наверняка. Заметьте, в формуле указаны только переменные, и нет никаких конкретных величин. Потому что этот набор данных не определен – нам неизвестно, до каких величин мы его измерили.
— У меня сомнение в том, что функция, которую вы задаете, будет соответствовать всем свойствам того явления, которое называется жизнью.
— Я основываюсь на том выводе, что жизнь можно представить как информацию, как одну величину. Ну, к примеру, взять хотя бы стол, за которым мы сидим – у нас есть данные о его форме, размерах, какой он на ощупь. То есть стол – это информация, которую мы о нем имеем. Исходя из того, что вселенная такова, какой ее видит наблюдатель, получается, что информация полностью характеризует предмет.
— И какие следствия получаются из вашей формулы?
- Это несколько выводов. Первый: смерть наблюдателя для системы, в которую он включен, невозможна. Иначе исчезает предмет изучения. Я доказал, что наблюдатель должен существовать всегда, поскольку из системы он исключен быть не может. Просто существование продолжается в каком-то ином виде. То есть, я доказал реинкарнацию. При этом Копенгагенскую интерпретацию я брал в своей работе как аксиому.
Хочу оговориться, в своей работе я использую не столько термин «информация», сколько «наблюдаемая информация», потому что сейчас у меня недостаточно данных, чтобы напрямую связать ту информацию, которая есть у человека в памяти, с той информацией, которая есть у компьютера.
Кстати, вот второй вывод: поскольку невозможна ситуация, когда человек перестает существовать, то размер человеческой памяти должен быть бесконечно большим. А отсюда следует, что должна существовать часть вселенной, которая не участвует в четырех Фундаментальных взаимодействиях (физический термин: качественно различающиеся типы взаимодействия элементарных частиц и составленных из них тел – прим. ред.). Таким образом, у памяти должен быть не физический носитель. На сегодняшний день человечеству не удается досконально изучить механизм работы памяти.
Все науки понемногу сейчас двигаются к этим вопросам — вопросам предназначения человека и Вселенной, их истинной природы.
Критика — это нормально
— Юрий, до этого вы сталкивались с попытками, подобными вашей, доказать существование загробной жизни?
— Мне говорили о таких исследованиях, но я их пока не нашел.
— На каком этапе находится ваша работа?
— Сейчас с научным руководителем я прорабатываю фундаментальные основы – аксиомы и следствия. До проработки самой формулы мы дойдем позднее. Потому что формула сама по себе без оснований будет просто красивой картинкой. Я запланировал так, что все у меня будет готово к тому сроку, когда заканчивается сбор средств на интернет-площадке Boomstarter (интернет-площадка для добровольных пожертвований на перспективные проекты – прим. ред.). К этому времени все и будет готово к публикации.
— А кто у вас научный руководитель?
— Это преподаватель университета, доцент кафедры. Он из Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ-СИНХ). Я обсуждал проект с ним и со специалистом с МатМеха УрФУ. Но есть определенные сложности, связанные с нашими графиками.
— А сколько вам нужно собрать средств? Вы собираете их на публикацию статьи?
— Да. Я начал собирать средства там, потому что еще можно найти единомышленников. Сейчас я собрал около трети суммы, а нужно всего 25 тысяч рублей. Журнал канадский.
— Вы наверняка сталкивались с критикой и опровержениями вашей работы? Как на это реагируете?
— Вполне нормально. Это обычное явление. Единственное, мне достаточно трудно обсуждать с каждым в отдельности детали формулы, с которыми человек не согласен.
— Как на факультете, где вы учитесь, отнеслись к вашему проекту?
— Никак. На факультете я был и остаюсь просто студентом, и моя работа не имеет прямого отношения к моей учебе.
— Вы совмещаете учебу и работу над статьей. Трудно?
— Сейчас в силу обстоятельств это не так уж и сложно. Сейчас меня очень напрягает внимание СМИ – они отнимают у меня время. Сейчас я с этим справился. Сдаю сейчас сессию, каких-либо проблем нет. В субботу сдал экзамен первый.
— А как ваши родители относятся к вашей теории?
— Они относятся скептически, хотя и не мешают. Они достаточно образованные люди, сдержанные. Мои взгляды они не разделяют, но в то же время порекомендовали много литературы по теме моего исследования. Я нормально к этому отношусь.
Мнение эксперта:
Директор института Математики и механики Уральского отделения РАН, академик Виталий Бердышев:
— С точки зрения науки, это чистейшая глупость. Конечно, если в абстрактного бога верить, то жизнь после смерти действительно есть. Но зачем тогда это доказывать? Занятие, получается, бессмысленное.
Разумеется, если парень будет работать с верующими, то его ждет успех. Но зачем? Они и так верят. К науке выступления этого молодого человека не имеют никакого отношения.
Комментарий:
Настоятель Вознесенского храма, руководитель отдела религиозного образования и катехизации екатеринбургской епархии Алексей Кульберг:
— Свое стремление молодой человек обозначает довольно пафосно. Информационный посыл, который получил популярность в прессе, гораздо больше, чем сами тезисы Юрия. Если также учесть тот факт, что у него уже есть свой импресарио, то можно предполагать, что студент занимается своеобразной формой популизма, работает на СМИ.
В то же время я спокойно отношусь к его деятельности. Сейчас мы с улыбкой смотрим на эксперименты средневековых испытателей, пытавшихся полететь с помощью привязанных к рукам крыльев. А теперь у нас огромными темпами развивается авиация. Молодой человек ищет свой путь, и если он не споткнется на этой волне популизма, то рано или поздно придет к настоящему глубокому осознанию, что вечная жизнь есть.