Примерное время чтения: 9 минут
1833

Александра Аксенова: «Власть должна следить за своим языком»

из личного архива Александры Аксёновой

«Гуляя меж прилавков ЦУМов, ГУМов, раскиньте мозг, что ждет нас впереди? Ведь ляпнете чего-то не подумав, а мы потом, в натуре, не едим!» – так ответила жительница Екатеринбурга на недавнее предложение свердловского депутата «поменьше есть». Сегодня в гостях у «АиФ-Урал» популярная уральская поэтесса, автор многочисленных стихов на злобу дня Александра Аксенова.

«Гопница» от поэзии

Алексей Смирнов, «АиФ-Урал»: Ты получила известность, когда в 2013 году в Сети широко разошлось твое стихотворение «Мой парень – гопник с Вторчермета». Не боишься, что оно навеки станет твоей визитной карточкой?

Александра Аксенова: Да, иногда оно меня сильно раздражает. Но нужно признать: это стихотворение дало мне «путевку в жизнь». Именно по нему меня сейчас узнают, и ломать этот стереотип, доказывать всему миру, что способна на большее, я не собираюсь. Хотя, если честно, я его не очень люблю...

– Многие маститые уральские поэты относятся к твоим стихам с иронией и одновременно по-доброму. Как ты сама оцениваешь свое творчество?

Досье
Аксёнова Александра Анатольевна. Родилась 16 августа 1983 года в Екатеринбурге (Свердловске). Окончила Екатеринбургский государственный театральный институт (мастерская Юрия Казарина). Работает в сфере СМИ. Стихи пишет с детского сада. Печаталась в ряде поэтических сборников, но наибольшую известность получила в Сети. Воспитывает дочь.
– Ну, поэтом с большой буквы я себя точно не считаю. Но очень трепетно отношусь к критике, переживаю, расстраиваюсь, утешаю себя, что сила женщины – в ее слабости. Конечно, со временем появилась какая-то закалка, я стала дистанцироваться, тратить меньше эмоций, но – увы, по-прежнему воспринимаю всё очень всерьез.

– Ты периодически выступаешь на публике. Тебя хорошо принимают? Твои стихи делают людей лучше?

– Надеюсь, что да. Во всяком случае, я хочу заставить людей задуматься, посмотреть вокруг себя, тронуть читателя за живое. Приходит много писем, и часто пишут люди очень начитанные и образованные, тонко разбирающиеся в поэзии. Порою дают советы – как лучше писать. Это очень важно.

Перед Новым годом, представьте, выступала перед заключенными в колонии строгого режима (у них есть свой литературный кружок). Поэт Костя Комаров сказал: съезди, будет интересно. А надо сказать, что я и без того всегда переживаю перед выступлением, вплоть до того, что коленки трясутся. А тут стало реально страшно. Но встречали настолько тепло, что все страхи мигом рассеялись...

– Давно пишешь стихи? Кто из поэтов и писателей тебе нравится?

– Рифмовать я начала, наверное, с детского сада (бабушка рассказывала), писала стишки в школе. В театральном институте училась у Юрия Казарина. Сильный импульс для творчества дали семинары Николая Коляды. Люблю стихи Бориса Рыжего, многих молодых поэтов. Из классиков – Маяковский и Гоголь. Всем советую: если нечего читать – читайте Гоголя. Николай Васильевич актуален всегда!

Александра Аксенова: «Стихи пишутся для людей». Фото: из личного архива Александры Аксеновой

Остаться собой

– Недавно от тебя «попало» депутату Илье Гаффнеру, который посоветовал уральцам в кризис «поменьше есть». Министру областного ЖКХ Николаю Смирнову, прилюдно выразившемуся матом, тоже досталось «на орехи». Журналисты расхватали стихи на цитаты, эстафету подхватили в соцсетях...

– Сама не ожидала такой бурной реакции. То, что многие политики и чиновники не умеют говорить и постоянно попадают впросак, ни для кого не секрет. Понятно, что все они – обычные люди, могут ляпнуть какую-нибудь чушь. Но, с другой стороны, власть должна следить за своим языком. Политики и чиновники и без того раздражают людей, а сейчас, в кризис, особенно.

– Среди героев твоих стихотворений – Путин, Навальный, Ройзман, Макаревич... А сама бы не хотела заняться политикой?

– Ну, во-первых, кто меня туда пустит. Во-вторых, я не вижу себя в политике. Почему я не вожу машину? Потому что у нас в городе и так хватает «дятлов за рулем». Зачем нам еще один? С другой стороны, я постоянно «вляпываюсь» в политику, потому что пишу про нее. Хотя на самом деле меня больше интересуют персоны.

Как-то написала стихотворение про Ройзмана, что-то по поводу «крыши» и «ОПС Уралмаш». Меня спрашивали: тебе не страшно? Но Ройзман пригласил меня к себе в кабинет, показал своих синичек, напоил кофе. То есть все оказалось не так уж и страшно. Из садика ребенка не выгнали, и слава Богу.

Думаю, что проблема здесь в другом. У нас много лет пытаются построить гражданское общество, но сейчас все это переросло в какой-то «сор». Все вдруг в одночасье стали очень подкованными «экспертами» и «политологами», вылазят с какими-то своими позициями, непонятно кем придуманными и откуда взятыми. Люди кричат, думая, что борются за Россию, но на самом деле попусту тратят время. А вокруг кипит живая жизнь! И если хочешь быть поэтом, нужно быть в стороне от политики и ближе к живой жизни, нельзя быть «под кем-то». Можно чему-то симпатизировать или отрицать, но необходимо всегда оставаться самим собой.

Серьезные вещи

– К чему ты относишься серьезно? Есть вещи, где ирония, с твоей точки зрения, неуместна?

– Таких вещей очень много. Ни в коем случае нельзя высмеивать чужое горе, смеяться над убогими. Думаю, что мама воспитала меня в этом отношении правильно. Я бы ни за что не стала иронизировать по поводу Украины. Какая ирония может быть, если там идет война. Раньше я писала про все подряд, использовала ненормативную лексику, но сейчас от многого приходится отказываться. Наверное, стала чувствовать ответственность перед людьми. Да, «зацепить» публику матом бывает легко, но это – не самый лучший путь к сердцу читателя.

– Сейчас многие ностальгируют по Советскому Союзу? Помнишь то время?

– Про СССР мало что помню, я росла уже в перестроечные времена. Но я ностальгирую по детству. Люблю изучать значки и марки советской эпохи, черно-белые фотографии, какую-нибудь старинную рухлядь. Мне интересно – как жили мои родители, бабушка и дедушка. Наверное, это тяга к корням. С другой стороны, приходится признать: мне тяжело читать толстые исторические монографии. Если книга – скучная, могу бросить ее на второй-третьей странице...

Александра Аксенова в кругу семьи. Фото: из личного архива Александры Аксёновой

– А День Победы – важный праздник?

– Конечно! Мой дедушка – участник Великой Отечественной! Ему 89 лет, воевать он пошел в 17, фактически бежал на фронт, «прибавив» себе год. Он много рассказывал о войне, иногда даже плакал. Я была совсем маленькая, но все понимала. Это были сильные переживания, может быть, поэтому День Победы я воспринимаю как свой личный праздник. Наверное, следующие поколения, моя дочь, будут относиться к нему по-другому, но мне посчастливилось услышать о тех событиях из первых уст.

– Популярность к тебе пришла во многом благодаря Интернету. Смогла бы реализоваться вне Сети?

– Думаю, что нет. В Екатеринбурге меня узнавали товарищи по поэтическим тусовкам, но серьезная популярность пришла только благодаря Всемирной Паутине. Когда я приехала в Москву, на телевидение, передо мной сидели звезды Семен Слепаков и Сергей Светлаков, и они уже знали мое стихотворение про гопника! Однако Интернет несет не только добро. Очень много времени уходит на какую-нибудь ненужную ерунду. Без него я бы больше уделяла времени семье, каким-то насущным делам.

Народный поэт

– Тебе нравится Екатеринбург?

– В Екатеринбурге мне жить очень комфортно. Я здесь родилась, это мой дом. И в первую очередь, нравятся люди. Хорошие или плохие, но они – мои. У нас особый уральский юмор, особый характер. Одно время я пыталась переехать в Тюмень, неоднократно была в Москве. Но Москва и Питер – слишком большие, там слишком быстро течет время. В маленьких городах – наоборот, все очень заторможено. А Екатеринбург – это город, который идеально походит мне по размеру. В него хочется возвращаться.

– Ты одна воспитываешь дочь. Тяжело? Кризис ощущаешь?

– Да, как и подавляющее большинство уральцев. Уже были проблемы с работой, была паника по этому поводу. Творчество, стихи приносят какие-то деньги крайне редко. На популярность особо рассчитывать не приходится. Тем не менее, когда стало особенно трудно, на призыв помочь откликнулись очень и очень многие. Я продолжаю выступать, на днях поеду в Салехард читать стихи…

– Что для тебя главное в жизни? Чего хотела бы добиться?

– Самое главное – это все-таки семья, здесь я не оригинальна. Хотелось бы заниматься любимым делом, творчеством, писать стихи, путешествовать. Меня многие упрекают, что я слишком распыляюсь, мечусь из стороны в сторону, и, наверное, они правы. Я не участвую в литературных конкурсах и движениях, хотя постоянно посылаю стихи на премию «Дебют», не связана с Союзом писателей и журналом «Урал», хотя очень их уважаю…

И все же осмелюсь назвать себя народным поэтом. В буквальном значении этого слова. Потому что, по моему глубокому убеждению, стихи пишутся для людей, а не для специалистов в области филологии. Да, литературоведы разбираются в поэзии, много знают и читают, но я пишу не для них. Мой конечный адресат – простые люди, горожане. Их любовь и мнение гораздо важнее оценки экспертов, какой бы жесткой или лестной она ни была...

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах