Изобретательству можно научить. Но главное, чтобы человек во главу угла ставил слово «надо». В этом уверен гость «АиФ-Урал» изобретатель Рим Рахматуллин.
Сначала были лыжи…
Ложной скромностью Рим Мухаметович не страдает - имеет право. На его счету сотни изобретений, внедренных еще во времена СССР в различных отраслях хозяйства. Потому и говорит…
- Я самый эффективный изобретатель города, области, страны и, возможно, мира. А еще я (смеется. - Ред.) очень скромный. Кстати, видите медаль на лацкане «Изобретатель СССР»? Вы встречали живого изобретателя СССР когда-нибудь?
- Признаться, нет.
- Вот он перед вами. Этот знак вручался всем, чьи изобретения применялись в народном хозяйстве Советского Союза с 1976 года. А мои изобретения начали применяться значительно раньше. Например, на заводе «Уралтрансмаш» (завод им. Свердлова) было внедрено мое изобретение в области гальванотехники - изготовление радиаторов для двигателей внутреннего сгорания. Это еще в 60-х годах было. После этого было множество изобретений, которые использовались в оборонпроме, автопроме, минэнергомаше и т. д.
- Сколько же вы изобретательством занимаетесь?
- С 10 лет. Я тогда уже понимал, что такое «долг, должен». Нас так воспитывали - чтобы победить, нужно работать, думать, изобретать. Сразу после войны мальчишкой я стал думать над усовершенствованием лыж. Моя мама, помню, говорила, что наши родные погибли на Финской войне из-за их отсутствия. А родился я в семье лесника, и передо мной на Южном Урале, в районе города Белорецка, были двухметровые снега. Вот и озадачился я проблемой - нет лыж, на которых можно было бы ходить по заснеженным горам, когда в руках снаряжение и оружие.
- Догадываюсь, что вы проблему решили.
- Да, но не сразу, спустя много лет были изобретены горно-таежно-лесные лыжи, которые могут использоваться в армии, МЧС, для работы, охоты, туризма. Они складные, телескопические - как антенна у приемника. Есть у нас и лыжи, которые в рулон можно свернуть и в рюкзак положить. Я их сам проверял - отправлялся в лес, ходил по горам с нагрузкой.
- Чтобы потом коррективы внести?
-Нет. Мы с коллегами работаем по методу Тесла - все до мелочей продумывать заранее. Вот и продумываем, прорисовываем, берем инструмент и делаем. Мы не имеем возможности (той же материальной) переделывать по нескольку раз. Поэтому делаем сразу и наверняка.
Вот на лыжи был получен патент. А дальше мы их стали предлагать: депутатам, олигархам, всем-всем… заинтересованы в них все. Но… тишина. Почему? Не знаю. Не знаю, например, почему не «вооружить» ими армию? Или будущую охрану Олимпиады в Сочи, чтобы она могла легко передвигаться в горах?
Мысль начинает искать
- Я так понимаю, Рим Мухаметович, что вы не только лыжи предлагаете?
- Конечно же! У нас еще более ста технологий. Вот, скажем, тушение лесных пожаров… Тема актуальная не только для нашей области. У нас есть замечательные военные-ракетчики, у нас есть установки типа «Катюша», «Град» и т. д. Если вместо боевой части и взрывчатки заложить пожаротушащий состав (любой) и произвести залп, то одна бригада «накроет» сто гектаров!
Или очистка воды. Ряд лет назад сложилась нехорошая ситуация из-за того, что из громадного карьера на горе Высокая под Нижним Тагилом различные химические вещества начали попадать в водозабор. Почему? Бурят, взрывают породу в карьере - стенки становятся «трещиноватыми». Вот мы коллективно и занялись разработкой темы: как применить имеющиеся карьеры для складирования различных «нехороших» жидкостей. Получилось изобретение, которое также было запатентовано. Суть, если коротко, в том, чтобы закладывать в карьеры опил, который впитывает, глину, которая заклеит, как тряпка, слив в ванной под давлением внешней среды, и торф. Торф для того, чтобы в карьере, обрабатывая паром, получать торфяную вытяжку, которая является коагулянтом и «осадителем» нехороших частиц.
- Получается, все гениальное - просто?
- Неправильно. Ничего гениального нет. Просто следую тому принципу, привитому с детства: «надо, должен, долг, страна, люди». Мы, знаете, вот на заводе имени Свердлова как работали? Смену отработал, домой, в Пышму ехать долго - черт с ним, бросил за печку телогрейку, поспал чуток. А потом с ребятами, такими же, как я, инженерами, техниками, сварщиками сидим думаем, работаем, мелом на полу чертежи рисуем, прикладываем железо, тут же режем, варим тут же. Утром приходит начальник цеха: «Ну, как тут у вас?» Мы ему: «Юра, производительность возрастет в три раза. Участок радиаторный будет работать с большей производительностью. План выполним». Повторюсь, во главу угла ставилось «надо». А раз надо, то мысль начинает искать. И потом ведь литературы перечитано тысячи томов!
- Рим Мухаметович, как сегодня подростков стимулировать к изобретательству?
- Познакомить с различными изобретениями. Купить ручку, бумагу, книгу. Развивать. И чтобы компьютер у них был не только ради увлечения. Да есть у нас талантливые, любознательные дети, которые в будущем станут такими же взрослыми.
- И «утекут мозги» за рубеж…
- Неправда. Никуда у нас мозги не утекают! Они просто задавлены.
- А вам, кстати, никогда не предлагали выгодную работу за пределами страны?
- Конечно, предлагали. Не раз. В научно-исследовательских институтах Израиля, Германии. Звали. Но это не для меня. Я за черникой люблю ходить, за грибами, на глухаря. У костра люблю посидеть.
Досье:
Рим Мухаметович Рахматуллин родился в г. Белорецке (Башкортостан) 28 сентября 1936 года. Окончил металлургический факультет УПИ. Работал инженером-исследователем на кафедре легких металлов УПИ, на заводе им. Свердлова старшим мастером гальванического участка, старшим научным сотрудником Всесоюзного НИИ цветной металлургии. Награжден знаком «Изобретатель СССР».