Для себя рожала
– Виктория Викторовна, семь ребятишек – осознанное решение или случайность?
– У моей бабушки было семеро детей, и я всегда, с раннего детства была уверена, что у меня будет не меньше. Причём размышляла – если не даст Бог своих, наберу из детдома. Не знаю почему, но всегда видела себя в первую очередь многодетной мамой. И вот их семеро. Хотя, знаете, если бы мы жили в другой стране, у меня их было бы ещё больше. Это по молодости каждому ребёнку просто безоговорочно радуешься, а сейчас понимаешь – мало родить, их ведь еще вырастить, поднять надо. При нашей же обстановке… Всё чаще думаю, успеть бы младших четверых хотя бы выучить. Мы же – многодетные семьи – можем рассчитывать только на себя, больше помочь некому.
Иногда я задаю себе вопрос: где мы живём? В городе, который изо всех сил готовится к ЭКСПО? Который тратит миллионы на фейерверки? В котором призывают – рожайте? Но дети наши по большому счёту никому не нужны.
– Надо полагать, вы на себе это ощутили?
– Конечно. Любая «мелочь» это подтверждает. У меня старшие сыновья сами приняли решение отслужить в армии, на них все вокруг круглыми глазами смотрели, спрашивали: «С головой-то всё в порядке?». Но не в этом суть. Мне тогда сказали, когда ребята отслужат, приходите, сделаем перерасчет за коммуналку – они ведь год в квартире не жили. До сих пор ждём, уже два года, как мальчики вернулись. Нынче у меня никто из детей в лагерь не поехал, даже заявление не взяли, дескать, вас много, всех не отправишь. Стоит же заикнуться чиновникам о своих правах, слышишь: «Вы для кого рожали? Для себя. До свидания».
Между тем ведь во всех многодетных семьях каждая копейка на счету. У нас папа работает с утра до ночи, как муравей. Лет восемь в отпуске не был. А цены растут и растут.
Другой пример. Мы уже 20 лет в стоим в очереди на улучшение жилищных условий. Пройдёт еще четыре года, дочкам-двойняшкам исполнится 18 лет, и всё – попадём под «зачистку». Несовершеннолетних останется двое – уже не многодетные.
Ни указа, ни отказа
– Сегодня активно декларируется раздача многодетным семьям сертификатов на земельные участки. Вы в этой программе участвуете?
– Попытались. Минувшей зимой отнесли заявление. Но мне сказали, что рассчитывать не на что. Я, признаться, не поняла почему… Документы взяли, обнадёжили, что в течение месяца придет ответ. До сих пор ни указа, ни отказа, и в очереди нас нет.
Повторюсь, никому мы не нужны – выживайте как хотите. А люди всё равно рожают. Народ у нас такой, привык выживать и жить «вопреки». Были с семьей на празднике «Семейный марафон» – душа радовалась. Молодые ребята, а у них по трое, четверо уже ребятишек. У них такие чудесные лица! Добрые, спокойные, счастливые. Это и есть опора государства! Будущее страны, которая позиционирует себя как великая держава.
– Наверное, смотрите на них и вздыхаете про себя, понимая, что эти семьи ждёт?
– Нет-нет. Всегда же надеешься на будущее, может, государство к ним, наконец, повернется лицом, и им будет полегче. А пока им просто нужно рассчитывать исключительно на свои силы. И потом дети – это же такое счастье! Смотрю на своих и думаю, как бы это кого-то из них у меня не было. Мне, например, от Алисы вообще предлагали отказаться, она слабенькая родилась. В больнице говорили: «Это инвалид, она не будет ни ходить, ни говорить. Откажись от неё». А вон какая принцесса выросла.
Каждому по потребностям
– Виктория Викторовна, материнский капитал действительно для семей подспорье?
– Было бы неверно сказать, что он не нужен. Хорошее дело. Но опять же непродуманно как-то всё. С нами же никто не советовался, когда постановление принимали. В кабинетах всё было решено. Я же думаю, что надо было дать право семьям направлять эти средства на то, в чём они в данный момент нуждаются более всего. И контроль за расходованием обеспечить, почему нет? Но ведь у кого-то есть хороший дом, а на что-то другое денег не хватает: на семейный автомобиль, на ремонт, на лечение ребёнка, в конце концов. У каждого свои нужды. А всех под одну гребёнку стричь – это непродуманный шаг. Скажем, как я могу свои жилищные условия улучшить в городе на 400 тысяч, если живу с семьёй в квартире, которая мне не принадлежит?
Просто о семьях нужно думать, и душа за них должна у власти болеть. Тогда они не только своих детей будут рожать, но и детские дома опустошат. А это великое дело. Мы семьёй участвовали в «Марафоне милосердия», ездили в детский дом. Да, чистенько там, всё вроде бы у ребятишек есть, сыты. А в глазах безмерная грусть. Главного у них нет – семьи. Мы оттуда уходили – комок в горле и слёзы.
Обидно, что у нас о тех, кому нужна помощь, вспоминают «по поводу». О многодетных семьях – в День матери, о стариках – в день пожилого человека, о ветеранах – в День Победы… И ещё обо всех социально незащищенных – перед какими-нибудь выборами. Как-то бабушка подошла в магазине: «Хлебушка не купите?» Это же страшно, когда старикам не на что хлеба купить. О какой духовности в нашей стране можно говорить, если старики и дети никому не нужны?