О бюджетном процессе и проблемах территорий, о семейном планировании и самом выгодном способе сбережения своих средств мы побеседовали с министром финансов Свердловской области Галиной Кулаченко.
Предмет спекуляций
Алексей Смирнов, «АиФ-Урал»: Галина Максимовна, федеральное правительство готовится перейти на однолетний бюджет. Регион и муниципалитеты автоматически последуют его примеру? Ситуация в экономике настолько нестабильна?
Галина Кулаченко: В соответствии с существующим порядком мы формируем бюджет на трёхлетний период – переход на однолетний бюджет означает, что в Заксобрание мы внесём законопроект на первый год этого трёхлетнего срока. В 2016 году, по нашему мнению, сохранится неустойчивая ситуация на мировых рынках, будет ограничен доступ отечественных производителей к внешним финансовым ресурсам. Эти риски учитываются при планировании бюджета, и мы опираемся на консервативный прогноз. Так, рассчитываем, что в 2016 году рост налоговых и неналоговых доходов к уровню 2015 года составит около 4%. Это более 6 миллиардов рублей.
– Государственный долг Свердловской области на начало сентября составил 44,7 миллиарда рублей. Ряд депутатов прогнозирует, что к 2016 году он может удвоиться. Не рискуем ли мы в один «прекрасный» день получить дефолт?
Управление долгом – это каждодневная работа, требующая непростых финансовых решений, в том числе – замены «дорогих» коммерческих кредитов на «дешёвые» бюджетные, снижения стоимости обслуживания долга. Отмечу, что мы имеем достаточно низкие риски рефинансирования: если рассматривать долг по состоянию на текущий момент, то около 70% обязательств – это «длинные деньги» со сроком погашения в 2017-2019 годах. Нам удалось снизить расходы на обслуживание долга на миллиард рублей, и по состоянию сегодняшнего дня госдолг ниже уровня начала года на 5 миллиардов.
Затянем пояса?
– Чиновники из года в год рапортуют, что бюджет Свердловской области «сохраняет свою социальную направленность». Можем ли мы с уверенностью утверждать, что в 2016 году социалка, образование и здравоохранение, пособия для инвалидов и многодетных семей, зарплаты бюджетников – всё это, несмотря на кризис, не пострадает?
– Свердловский бюджет имеет чёткую социальную направленность: порядка 70% его расходов составляют образование, социальная поддержка, культура, здравоохранение. Конечно, областной бюджет готов выполнять все социальные обязательства, включая и «майские» указы Президента. Также сегодня стоит задача, чтобы социальная помощь стала адресной и была оказана тем жителям области, кто действительно в ней нуждается. Поэтому ещё с 2013 года мы проводим своеобразную ревизию региональных льгот, итоги такой работы также отражаются в бюджете.
– Дмитрий Медведев недавно заявил, что статьи госбюджета на будущий год будут серьёзно сокращены, однако правительство еще не решило – на чём можно сэкономить. Вы можете ответить на этот вопрос? Кому придётся в будущем году затянуть пояса потуже? Свердловское правительство собирается оптимизировать расходы на своё содержание?
– Мы экономили в течение текущего года: поставили глав министерств и ведомств перед необходимостью определить основные приоритеты расходов в рамках госпрограмм. Благодаря такому подходу исполнение текущего бюджета у нас, финансистов, пока не вызывает вопросов. Одна из статей нашей экономии – расходы на содержание чиновников. Начиная с 2014 года, индексация заработной платы государственных гражданских служащих Свердловской области не производилась. Не планируется индексация и в 2016 году.
Не время для песен
– В Минфине прошёл приём глав муниципалитетов, которые высказали свои пожелания по дополнительным трансфертам в 2016 году. Первые 12 территорий выдвинули просьбы на сумму около 6 миллиардов (дороги, ЖКХ, капремонт школ). В списке «пожеланий» – новый рояль «Стейнвей» для драмтеатра в Нижнем Тагиле за 15 миллионов рублей. Какие-то «местечковые» проекты имеют шанс получить деньги?
В Свердловской области есть уникальная ежегодная практика – на старте бюджетного планирования финансисты, чиновники, депутаты Заксобрания встречаются с главами муниципалитетов и обсуждают вопросы предоставления дополнительной помощи. Причём со стороны муниципальных администраций это должны быть проработанные проекты и со статусом приоритетных. В этом году в результате такой работы согласительной комиссией предложено дополнительно увеличить муниципальные расходы на 4 миллиарда рублей за счёт областной казны. Это и транспортное обслуживание, и образование, и культура, и инвестиционная деятельность.
– Ваше отношение к популярным ныне микрозаймам («деньги для бедных» по цене «кредитов для богатых»)? Стоит ли свердловчанам влезать в эту «микрокабалу»?
– Считаю, что к кредитам (займам) следует подходить максимально разумно и пользоваться ими только тогда, когда вы уверены в стабильности своей работы и своих доходов. Также следует рассчитать, сколько средств гарантированно должно быть в семейном бюджете на первоочередные нужды, в какую сумму вам обойдётся ежемесячный платёж по кредиту, включая проценты и прочее.
– Многие уральцы, ранее полностью уверенные в завтрашнем дне, сегодня, боясь потерять работу, создают свой семейный «стабфонд». Ваше мнение: в условиях бешеной инфляции стоит ли вообще копить, откладывать средства на чёрный день? Если да – в какой валюте лучше хранить сбережения?
– Сегодня нельзя говорить о «бешеной инфляции», за январь – август она составила 12,2%. А вот семейный «стабфонд» необходим, его размер должен составлять не менее двух ежемесячных доходов в той валюте, в которой семья зарабатывает. Самое лучшее, что можно сделать сегодня, – и это мнение большинства экономистов – вкладываться в себя, в своих детей, своих близких. В образование, в здоровье, в приобретение новых профессиональных знаний и умений – чтобы уверенно себя чувствовать в любой жизненной ситуации.