В последние несколько лет в Екатеринбурге и других городах Свердловской области распространилось такое явление, как автохамство. Причём его жертвами становятся не только автолюбители, но и пешеходы. Об этой и других проблемах мы побеседовали с руководителем Свердловского комитета по защите прав автомобилистов Дмитрием Ларионовым.
С позиции силы
Алексей Смирнов, «АиФ-Урал»: Дмитрий, «подвиги» уральских автохамов гремят на всю Россию. Каковы истоки этого явления?
Дмитрий Ларионов: Автохамство явление достаточно древнее. Просто автолюбителей в последние годы стало гораздо больше, и вероятность столкнуться с каким-то правонарушением резко увеличилась. Кроме того, оно стало заметнее: водители массово приобретают видеорегистраторы, которые фиксируют такие инциденты. Люди выкладывают их в соцсети, посылают в СМИ, и «подвиги» автохамов становятся достоянием общественности. Лично я считаю автохамство отголоском 90-х годов. Когда некоторые думали, что на них не распространяются общие правила, и решали свои проблемы с позиции силы. Но сегодня даже те, у кого есть реальная власть, – чиновники, олигархи – всё равно получают по заслугам…
– Вы согласны, что в подавляющем большинстве случаев автохамы – это люди на дорогих машинах?
Второй тип автохамства направлен на конкретного участника дорожного движения. И вот здесь можно найти взаимосвязь между поведением человека и уровнем его достатка, стоимостью его авто. Таким образом люди пытаются самоутвердиться, демонстрируют своё «превосходство».
– То есть, если у человека заведомо более дешёвая машина, на конфликт он не пойдёт?
– Пойдёт, но только если речь идёт о физической силе, когда выясняют – кто кому набьёт лицо. Когда один участник хочет нарушить правила дорожного движения, а второй ему не даёт, автохам воспринимает это как провокацию и оказывается разозлён. Он может считать, что его спровоцировали, хотя на самом деле провокатор – он сам. Сам я неоднократно сталкивался с таким явлением, хотя на меня ни разу не нападали. Обычно, когда я выхожу из машины, у оппонента исчезает желание на меня нападать. Но из автомобиля я выхожу достаточно редко и вообще стараюсь не допускать таких конфликтов.
Лучше уехать
– Что нужно делать, чтобы не стать жертвой автохама?
– Получается, что автохамство – явление неизбежное?
– Всё зависит от правосознания. У нас общество сегодня раскололось на тех, кто принципиально соблюдает правила дорожного движения, и тех, кто их так же принципиально не соблюдает. Свою роль сыграло и бездействие Госавтоинспекции, которое она проявляла на протяжении 90-х годов, в начале 2000-х. Сегодня автохамство наказуемо, оно предаётся огласке, но люди, увы, продолжают его проявлять.
– А чего больше боится автохам – огласки или закона?
– Конечно, огласки! Если бы он боялся закона, он бы его не нарушал. Огласка – гораздо более страшное наказание, чем штраф. Именно поэтому видеорегистратор – это универсальное средство в борьбе не только с автохамством, но и с коррупцией в ГИБДД, которая планомерно искореняется тем же способом. Кроме того, вы сможете защитить свои интересы в случае ДТП. Жизнь диктует свои правила, и мне странно, что видеорегистратор до сих пор не установлен в 100% автомобилей…
Город для пешеходов
– Екатеринбург – это город для пешеходов или водителей? Кому в нём комфортней?
– Думаю, что пешеходам, но с известными оговорками. Если я нахожусь в центре города, днём, то я гораздо лучше чувствую себя в качестве пешехода. Если же речь идёт о позднем вечере – лучше быть автомобилистом. А вообще я поддерживаю идею городских властей пересадить хотя бы часть водителей на общественный транспорт. Главное – делать это продуманно и планомерно.
– Ситуацию осложнили изменения в правилах дорожного движения, когда велосипедистам разрешили ездить по тротуарам, но с кучей различных оговорок. Пешеходы считают, что им не место на тротуаре, автомобилисты не пускают их на проезжую часть. При этом не правы и те и другие. Масла в огонь подлили в ГИБДД, где как-то прямым текстом заявили, что, дескать, «велосипедисты у нас приравнены к пешеходам». Но на самом деле велосипедист – водитель, а велосипед – такое же транспортное средство, как и все остальные.
И ещё: по моему глубокому убеждению, если у нас однажды все велосипедисты начнут соблюдать правила дорожного движения, никакой инфраструктуры для них не потребуется вообще! Животный страх выезда на проезжую часть легко победить привычкой соблюдать правила.
– Сегодня в Екатеринбурге количество авто на душу населения больше, чем в Москве и Питере. Как оцениваете эту ситуацию?
– Считаю, что автомобилизацию необходимо как-то сдерживать. Чем больше у нас станет автомобилей – тем будет хуже. Нельзя поддаваться на популистские заявления ряда водителей, что нужно обустраивать в городе как можно больше парковок, дорог. Потому что, чем лучше будет инфраструктура, тем больше будет автомобилей. А проблемы останутся! Получается парадокс: чем лучше автолюбителям будет сегодня, тем хуже им будет завтра.