Но далеко не все знают, что началось всё 20 лет назад, когда из-под пера писателя Алексея ИВАНОВА вышла одноимённая книга. О внутреннем мире «географа», ожиданиях от картины и лихих 90-х годах – разговор ведущего программы «Акцент» на ОТВ Максима ПУТИНЦЕВА с писателем Алексеем Ивановым.
«Я не мешался под ногами»
– Алексей, фильм «Географ глобус пропил» вышел в общероссийский прокат. А сколько раз вы посмотрели это кино? Наверное, на правах автора, соавтора вы могли сделать это и до премьеры?
– На самом деле немного. Один раз, когда фильм был сделан, его на «Мосфильме» показывали мне и съёмочной группе, а во второй раз – на большой премьере в Москве. Сейчас будет третий просмотр, уже с точки зрения нормального зрителя.
– И как ощущения?
– Фильм получился очень-очень хороший. Я думаю, что он очень многим понравится. Валерий ТОДОРОВСКИЙ, продюсер картины, сказал мне, что такого вообще не бывает, чтобы автору первоисточника понравился фильм. Но да, он действительно понравился. Вообще моя сфера ответственности – это роман. Вот я написал его и, в общем-то, больше ничего делать не должен.
– Причём давным-давно написали…
– В 1995 году я его закончил – считайте, сколько лет уже прошло! А фильм делает уже режиссёр, и это его сфера ответственности. Это сложный художественный процесс – перевод с одного языка на другой, с языка литературы на язык кино. Разумеется, кое-что утрачивается, кое-что добавляется. Если ты доверяешь тем, кто это делает, то не мешайся у них под ногами. Пусть они делают так, как считают нужным. Я просто не мешался под ногами – и в результате получился замечательный продукт.
«Сиквелов писать не буду»
– Чего ждёте от проката и вообще ждёте ли чего-нибудь?
– Априори понятно, что прокат будет замечательный. Дело в том, что фильм выходит в прокат 650 копиями – это огромное количество. Например, «Титаник» выходил в 1000 копий, но это мировой блокбастер, супербестселлер. А тут отечественный фильм! Естественно, картина окупится, потому что она очень дешёвая, там всего 1,5 миллиона долларов бюджет. Мне радостно за продюсеров, за режиссёра, радостно как автору, потому что фильм уже вызвал огромный интерес, огромное количество рецензий, люди ломятся в кинотеатры!
– Если сейчас всё успешно пройдёт, вам продюсер скажет: «Алексей, пиши сиквел, продолжение будем снимать»…
– (Смеётся.) Продюсеры это уже сказали, но я не из тех писателей, которые пишут сиквелы, приквелы и так далее. Это не ко мне.
– С вашей точки зрения – про что получился фильм? Я смотрел интервью с режиссёром ВЕЛЕДИНСКИМ, он говорит, что кино получилось «про любовь, однозначно».
– Я очень уважаю Александра Велединского, но любой фильм – про любовь. Фильм «Сталинград» – тоже про любовь. Знаете, отечественный кинематограф последние лет десять-пятнадцать был моральным. То есть фильмы учили, как надо жить, или наоборот, как не надо жить. И все герои были моралистами – Данила Багров из «Брата», Саша Белый из «Бригады», парни из «Бумера» и так далее. А вот сейчас Велединский снял кино нравственное, то есть кино о взаимоотношении человека с самим собой, с миром, с истиной… Такой внутренний разговор всегда нужен человеку, телезрителю, кинозрителю, поэтому этот фильм так востребован. Собственно говоря, фильм об этом – как человек живёт.
– Кто-то уже назначил «географа» на роль «героя нашего времени» и поставил как раз в этот ряд – Данила Багров, кто-то ещё…
– Он, знаете, герой любого времени. Собственно говоря, это соль земли – люди, которые пытаются что-то понять о себе и о мире. Другое дело, что его часто идентифицируют неправильно, засовывают не в те смысловые ряды.
Вот говорят, что Виктор Служкин, мой географ, – «лишний человек». Ничего подобного! Если искать к нему какую-то аналогию, то это князь Мышкин – человек гармонический, идеальный. Не в том смысле, что он лишён недостатков, а в том, что имеет идеалы и старается жить по ним. Разумеется, у него не получается, разумеется, он кучу дров наломал. Но он понимает, что такое хорошо и что такое плохо в этом мире, он никогда не пойдёт к своей цели по головам. Своей порядочностью он никогда не будет превозноситься над окружающими, потому что гордыня – это смертный грех. Вот поэтому этот фильм вызывает такие добрые, тёплые чувства.
Лихие 90-е – эпоха созидания
– Давайте от кинематографа вернемся к делам литературным. Я знаю, что вы в ближайшее время должны закончить книжку о Екатеринбурге 90-х. В какой стадии процесс находится, когда уже читать?
– Книга в процессе завершения, в конце этого года я сдаю её в издательство, и где-то в феврале она должна выйти из печати и пойти по всем книжным магазинам России.
– Чем эта эпоха так зацепила вас, что вы решили её проанализировать, тем более на нашей, екатеринбургской земле?
– Эта эпоха изначальна для новой России. Всё, что имеется сейчас, начиналось тогда. Конечно, это была эпоха суровая, жестокая, эпоха развала государства, бандитизма, приватизации, хищничества, коррупции и т. д. Но, в то же время это была очень созидательная эпоха. Столько всего нового возникло, столько новых идей, новых учреждений, новых имен появилось! Ни десятые годы, ни «нулевые» такого количества феноменов не дали, сколько девяностые.
– Но ведь про 90-е нам уже давно всё объяснили. Их назвали лихими, люди с этим согласились, и мало кто сейчас с этим спорит.
– Лихие девяностые – красивый, хлёсткий, яркий, запоминающийся ярлык, но всё-таки ярлык. А ярлык никогда не объясняет всей глубины и сложности явления. Та эпоха была куда многограннее и многообразнее. Мне представляется, что нужно правильно сформулировать, что же происходило тогда, и люди перестанут стесняться этого времени в своей судьбе.