Примерное время чтения: 6 минут
490

Уральским ремесленникам непросто живется в современном мире

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. «АиФ-Урал» 07/09/2016

Спустя века многое изменилось – машинное производство лишило прежней ценности умение творить руками. Но, к счастью, есть ещё энтузиасты, которые хранят традиции предков.

О том, как живётся сегодня ремесленникам, мы говорим с искусствоведом и председателем свердловского областного художественно-экспертного совета по декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам и ремеслам Александром Максяшиным.

Крепостные художники

Кристина Шабунина, «АиФ-Урал»: Александр Семенович, Урал, как известно, край промышленный. Выходит, все ремёсла, которые здесь появились, так или иначе связаны с производством?

Александр Максяшин: Истоки народно-художественных промыслов Среднего Урала относятся к концу XVII – началу XVIII века. Интенсивное развитие горнозаводской промышленности, безусловно, способствовало появлению ряда ремёсел и даже художественных производств при заводах. Это, прежде всего, чугунно-художественное литьё, медно-посудное, бронзолитейное, камнерезное и гравильное производства. Дело в том, что промышленного металла много было, и частные заводчики в силу непростой логистики старались продавать металл на местах, своим же. Вторым фактором, который способствовал развитию художественных направлений, была необходимость в рекламе. Художественные изделия служили хорошим образцом промышленной продукции, в том числе за границей.

– Ремёсла на Урале были поставлены на широкую основу?

Досье
Александр Максяшин. Родился в 1947 году в Свердловске. Искусствовед, кандидат педагогических наук, доцент РГППУ. Председатель Свердловского областного художественно-экспертного совета по декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам и ремёслам. Член Екатеринбургского регионального отделения ВТОО «Союз художников России».
– Да, они были повсеместно: частично заводское и, прежде всего, надомное производство. Небольшие семейные коллективы, которые делали изделия на продажу в большом количестве. Заводчики были также заинтересованы в высоком уровне продукции. В 1806 году Николай Демидов основал собственную живописную школу в Нижнем Тагиле. Приглашённый из Москвы профессиональный художник учил крепостных мальчиков, а некоторые из учеников даже ездили на учёбу в Европу.

К сожалению, в конце XX века в горнозаводской промышленности наступает кризис, а вместе с ним происходит и спад в производстве художественных изделий. В годы Советской власти у государства вновь появляется заинтересованность в поддержке народно-художественных промыслов, рождается даже термин «народное искусство». В итоге утраченные традиционные основы в народно-художественных промыслах начинают возрождаться.

– А что сегодня? Возрождение закончилось вместе с распадом СССР?

– Небольшие организации старались более-менее сохранять традиции, однако государственной поддержки не находили. Правда, в 1994 году появился Свердловский областной художественно-экспертный совет по народным промыслам, который работает по сей день. Буквально два года назад был принят закон о поддержке народно-художественных промыслов, предусматривающий специальные звания мастеров и хранителей народно-художественных промыслов Свердловской области. В этом году появились первые претенденты – 5 мастеров и 3 хранителя.

Канули в лету

– Подобные инициативы напоминают точечные выстрелы. Получается, ремёсла тянут на себе отдельные энтузиасты?

– Какая-то поддержка сверху есть, но она незначительная. Долгие годы вообще всё было пущено на самотёк. С лица земли исчезли многие направления. Предприятие «Русские самоцветы» – одно из ведущих в камнерезном производстве – кануло в лету, поскольку оказалось не нужно ни городу, ни области. Исчезла фабрика ручного художественного ковра в селе Бутка Талицкого района. А ведь там делали прекрасные ковры! Была обанкрочена Богдановичская фарфоровая фабрика. Та же участь постигла её дочернее предприятие в Асбесте. Впрочем, небольшие очаги, где работают с керамикой, металлом, берестой и деревом, в области ещё остались.

– А власти должны поддерживать ремесленников? Ведь это частный бизнес, как ни крути.

– Конечно, должны. И региональный закон о поддержке народных промыслов прямо об этом говорит! Однако у местных властей либо денег нет, либо отношение наплевательское. Ремесленники просят – дайте нам хотя бы землю, мы расширимся, людей трудоустроим. В ответ слышат: «Да, да, сделаем». И всё. Дальше слов дело не идёт. В том же Туринске Александр Меновщиков, который развивает и культивирует роспись деревянных изделий, два года подряд проводил фестиваль «Туринская околица», В этом году он отказался это делать – нет отклика со стороны местных властей. В итоге фестиваль всё-таки состоялся, однако решилось это буквально за последнюю неделю и приехало не так много мастеров.

– Подобные фестивали, куда можно приехать, поглазеть и прикупить что-нибудь на память, людям нравятся. А ремесленникам они что-то дают?

– Зачастую время и место выбираются неудобные. Весной этого года в Экспоцентре проводился большой фестиваль: огромные пустые залы и горстка посетителей. А ведь мастеру, который тратит своё время и деньги, нужно сбыть свой продукт! Для примера – на ежегодной выставке в Елабуге, куда приезжают ремесленники со всей России, я стал свидетелем, как президент Татарстана проходит по рядам, знакомится с мастерами, жмёт им руку. Вот там занимаются раскруткой! А у нас как – вроде бы хотят привлечь туристов, но… показать не умеют.

Нам нужен своеобразный центр, который бы занимался ремесленниками. Сегодня важно, чтобы появилась продукция нового характера и плана. Те же самые деревянные ложки-поварёшки уже давно вышли из обихода. Нужны новые формообразующие основы изделия, которые бы пользовались спросом у покупателя. Да, наш совет проводит определённую работу, но работа эта – методическая, консультационная, научная – должна вестись на постоянной основе. Ещё одна проблема – в Екатеринбурге нет «красного маршрута», где можно найти и купить сувенирную, художественную продукцию. Где мастерам сбывать продукцию?

– Насколько это важно – сохранить исконно уральские ремёсла?

– Нужно даже не ремёсла сохранять, а в целом художественную культуру, которая определяет наше сознание. Нам не надо ориентироваться на Запад или на Восток. У нас есть наши промыслы, наше рукотворчество, тесно связанное с традициями и бытованием. Почему в 30-е годы появился термин «народное искусство»? Да потому, что машинное производство начало вытеснять ручной художественный труд. И в рамки искусства было заведено то, что когда-то было повсеместно.

Традиции могут и должны обогащаться – за счёт новых форм, элементов, технологий, материалов и личностей творцов. Время – главный судья, и оно оставит лучшее из экспериментов современных художников. Традиция – не окаменелость и не должна ею быть. Важно другое – мы должны отличаться. Россия огромная, и есть очаги, которые должны сохранять нечто ценное в себе.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах