Ремесло как искусство
- Галина Юрьевна, народная культура - это та история, которую не перепишешь…
- Действительно, мы занимаемся сохранением исторической правды. Изучаем историю возникновения традиционных ремесел на Урале, следим за динамикой - как это выглядит на сегодняшний день. Но самая главная наша задача - фиксация. Время ведь идет очень быстро…
Сегодня определены семь основных направлений всех традиционных ремесел, которые в современном состоянии дошли до народного художественного промысла. Из них специфику Урала особенно отражают роспись подносов и камнерезный промысел, что, безусловно, связано с наличием сырья. А все остальные - деревообрабатывающий промысел, гончарный - характерны повсеместно. Но они из традиционного ремесла (а ремесло, в первую очередь, - это закрытие потребностей в бытовых вещах) перешли на более высокую ступень - декоративно-прикладного искусства. Цивилизация сыграла свою роль.
- Чтобы сохранить ремесло, его нужно кому-то передать. Проблема с «наследниками» чувствуется?
- Раньше ремесло как передавалось? Внутри артели или семьи. Сегодня вся надежда на детские художественные школы, на систему дополнительного образования, на среднеобразовательные учреждения. Вы посмотрите, сколько всего ушло, сколько утеряно во времена забвения! Процесс восстановления быстрым не бывает. Я надеюсь, что в этом году будет принят закон о народно-художественных промыслах в Свердловской области. Тогда будут обозначены меры поддержки. На сегодняшний день, например, даже статус мастера не определен.
Душа просит!
- Вопрос - насколько общество готово к сохранению традиционной народной культуры?
- Думаю, готово. Ведь это, в первую очередь, идентификация себя, своих корней, своих истоков. Уверена, риска утраты традиционной народной культуры нет. Инстинкт самосохранения срабатывает. Интерес сегодня к народной культуре появляется, а это первый показатель того, что мы начинаем задумываться, где наши корни. Центр, в свою очередь, все усилия сегодня направляет на то, чтобы удовлетворить, удержать, спровоцировать этот интерес. Все наши проекты, по сути, направлены на воспитание чувства любви к тому месту, где ты живешь, где ты родился.
И потом - творческая составляющая, которая есть в каждом человеке, должна реализовываться. Важно, чтобы эта потребность души основывалась на своей культуре. Важно, чтобы песни наши народные пелись, чтобы они волновали. Это же, в конце концов, сплачивает людей в нынешнее время разобщенности. В этом тоже есть потребность. Об этом говорит популярность «вечерок», которые мы проводим в центре. В Ночь музеев люди до трех часов в народных играх участвовали, кадриль танцевали… Душа-то просит!
Самое главное, чтобы региональный компонент был в образовании. На фестиваль традиционных игр Среднего Урала просим каждую территорию свою игру везти (вообще на всех мероприятиях стараемся, чтобы участники свое представляли, свои песни пели). В прошлом году мы проводили фестиваль в Красноуфимске - это татаро-башкирская, марийская территория. Соответственно, и творчество, которое детки представляли, было с этим национальным колоритом. А мы их учили играть в лапту. Нынче мы проводим фестиваль в Ирбитском муниципальном образовании - это совершенно иная культура, там коренное население было белорусы-самоходы. Это славянская культура. Посмотрим, кто какие игры на сей раз привезет. Где-то ведь игра сохранилась с очень давними традициями, а где-то только общие игры, всем нам хорошо известные «Ручеек», «Цепи кованые». Хотя и они сегодня становятся архаикой.
Я это к чему рассказываю? Ребенок, занимающийся в самодеятельном коллективе, уже приобщен к своей культуре. Он эту историческую память не потеряет.
Огонь традиций
Досье | |
---|---|
Галина Юрьевна Полухина родилась в с. Сосновском Каменского района Свердловской области. Окончила Свердловский педагогический институт, Московский институт переподготовки работников культуры, Академию госслужбы. Работала учителем, заместителем директора ДК, в Министерстве культуры Свердловской области. С 2011 г. - директор Центра традиционной народной культуры Среднего Урала. |
- Галина Юрьевна, знаю, что львиную долю материала центр черпает благодаря фольклорным экспедициям. Трудно поверить, что в современной деревне еще что-то сохранилось.
- Сохранилось! Дух любви к песне, к хоровому пению, к устному народному творчеству не утрачен. А это бездонный колодец традиций, который очищает душу. Поверьте, деревня кураж не потеряла. К примеру, деревня Катарач Талицкого городского округа - там живой огонь народных традиций горит! К тому же есть люди, которые не дают этому угаснуть.
Поддержать таких людей, сохранить глубокие культурные традиции каждой территории - государственная задача. Поэтому мы и проводим мощные фольклорные фестивали, этнографические экспедиции. Задумали мы и долгосрочный проект - этнокультурная карта Среднего Урала. Фонды наши уникальны! И мы щедро делимся материалами, знаниями, опытом. У нас на Среднем Урале есть все для того, чтобы гордиться своим краем с его богатой народной культурой. И мы эту гордость испытываем, когда выезжаем на мероприятия всероссийского, международного масштабов.
И эти чувства к малой родине необходимо прививать и детям. Очень жаль, что сегодня из образования, из школьной программы ушло все, что связано с культурой родного края. Ведь какой предмет был, например, краеведение. Это не безликий «окружающий мир», это «ведение», «ведать»…