Еще каких-то сто лет назад людей, умеющих плести лапти в нашей стране, были готовы носить на руках. Диковинная профессия плетухана была востребованной и почетной. Сегодня же таких мастеров днем с огнем не сыщешь. Александр Флеров из Верхнего Тагила один из немногих жителей региона, кто в идеале овладел этим редким в наши дни ремеслом.
Столица лаптя
Народными промыслами Александр Флеров, по его собственному признанию, увлекался с раннего детства. Любил вязать, резать по дереву, с удовольствием следил за мастерами гончарного производства, кузнецами и ткачами. Родился он в старинном уральском городе Ирбите, где, к счастью, не позабыли об традиционных русских занятиях, поэтому его страсть к народному искусству в общем-то неудивительна.
«Как-то в школе меня отправили на лето в пионерский лагерь, и там я встретил мужчину, который плел лапти, – вспоминает Александр. – Техникой плетения он владел идеально, работа спорилась в его руках. Спустя годы я перебрался в Верхний Тагил, но тот день из детства часто всплывал в моих воспоминаниях. Я понял, что мечтаю научиться плести лапти, вот только никак не мог найти людей, которые бы помогли обучить этому непростому ремеслу. Однажды приехал в Екатеринбург и на аллее художников увидел мужчину, продающего лапти. Пристал к нему с расспросами, как да почему. Он мне признался, что сам не плетет, а только продает готовый продукт, и с мастером познакомить не может».
Отчаиваться Александр не стал и во всемирной паутине откапал информацию, что неофициальной родиной плетения лаптей в России считается город Кильмезь в Кировской области. Именно в этом небольшом населенном пункте есть мастера, которые не дают умереть древнему промыслу. Здесь даже ежегодно проходит известный на всю страну фестиваль «Вятский лапоть».
«Я поехал в Кильмезь и познакомился там с руководителем народных промыслов Михаилом Медведевым, которого по сей день считаю своим учителем, – продолжает Александр. – В течение нескольких недель я учился плести лапти из бересты и липы под его бдительным оком, а также под присмотром других местных мастеров. Технология оказалась очень непростой. Оказывается, мастера передают ее из поколения в поколение. Например, плетение бывает прямое или косое, кто-то начинает работать с носка, а кто-то с пятки. Набор лент для плетения также разный. Выяснилось, что есть не только традиционные русские лапти, но и мордовские, вятские, чувашские и у всех народностей своя изюминка в исполнении. Кстати, в Кильмези не зацикливаются на одних лаптях. В этом городе я научился плести берестяные корзины, вырезать ложки».
Мастер-классы для детей
Сегодня вся квартира Александра Флерова буквально завалена лаптями разных размеров и видов. К сожалению, отдельного помещения у него нет, поэтому творить приходится прямо в домашних условиях.
«Как-то из театра ко мне обратились, – говорит он. – Попросили сделать несколько пар лаптей для постановки – конечно же не отказал. А вот совсем недавно на меня женщина вышла. У нее коллекция фарфоровых кукол, но все фигурки без туфлей. Попросила сделать обувку для своих красавиц. Конечно же помогу человеку, для меня такая работа только в радость».
Есть у Александра мечта, которая, как он надеется, в ближайшее время осуществится. Он хочет проводить мастер-классы по плетению лаптей для молодежи. Уже даже побывал в одной из екатеринбургских гимназий, где рассказал о себе, увлечении и предложил свои услуги. В учебном заведении обещали подумать.
«Если наши дети не будут знать ничего о народных промыслах, то традиционные занятия русских мастеров будут безвозвратно утеряны, – говорит Флеров. – Мы не должны допустить этого. Все-таки хочется, чтобы следующее поколение прикоснулось к живой красоте, а не к бездушным изделиям из пластика».