aif.ru counter
426

Уральский педагог говорит о том, за что с историков надо шкуру спускать

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. «АиФ-Урал» 20/05/2015
Руслан Ишмухаметов / АиФ-Казань

Что можно противопоставить современной идеологии «хочешь жить – умей вертеться»? об этом мы беседуем с доктором педагогических наук, историком Августом Белкиным.

«Шкуру бы спустил»

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Сегодня активно обсуждается ситуация с астраханским школьником, ставшим фигурантом уголовного дела по статье «Реабилитация фашизма»*. Как вы считаете, Август Соломонович, кого в первую очередь пороть надо за такие выказывания?

Август Белкин: Извиняюсь, за «базар» отвечать в первую очередь должны его родители, педагоги, средства массовой информации, занимающиеся, так называемую либеральную позицию и не ведающие, что творят, и в последнюю очередь – он сам. Этот подросток – типичная жертва нынешних социальных процессов, которые в его сознании столь трагичным образом трансформировались.

Посмотрите, как часто сегодня вопят: «С какой стати должен быть единый учебник истории?!». А я, как историк, категорически утверждаю – учебник должен единый, составленный на основе строго научных данных, на основе сопоставления разных точек зрения, но при этом должна доминировать государственная точка зрения. Зато учитель, на вооружении которого будет такой учебник, должен иметь возможность дать трактовку, которую он считает наиболее правильной.

Я помню, как моя ученица однажды написала в сочинении, что была поражена, с каким юмором учитель рассказывал о создании манифеста Коммунистической партии Маркса и Энгельса. Дети поняли – это вещь полезная и нужная, но не стоит к ней относиться как к Библии. Поэтому, повторюсь, этот парень – жертва, и я бы шкуру спустил с тех, кто преподавал ему историю.

Меня однажды потряс руководитель одного из федеральных телеканалов, который заявил: «Мы не занимаемся воспитанием, наша функция – информация и развлечение». Безобразие!

– На самом деле сегодня многие пытаются отмежеваться от функции воспитания. Может быть, не хотят взваливать на себя ответственность?

– Нет. Причина в отсутствии единой идеологии. На самом деле главная идея – служение. Я всегда служил обществу, семье, призванию, своему долгу и своей чести. А сегодня какая идеология культивируется? «Хочешь жить – умей вертеться». А на этом фоне чудовищная диспропорция между теми, кто берёт от жизни всё, и теми, кто живёт на краю. Это же не может пройти бесследно. Какая у них общая идеология? У одних – лишь бы выжить, у других – лишь бы побольше прибыли получить.

Но общество может объединить только идея патриотизма. Поэтому сегодня так важно заниматься военно-патриотическим воспитанием молодёжи.

– Меня, например, смущает акцент – «военно»…

– За всю историю человечество только 300 лет существовало без войны. Поэтому, когда мы говорим о военно-патриотическом воспитании, мы должны держать в уме, что главное – войны не допускать, но «я готов свою Родину защищать».Это воспитание ничего общего не имеет с милитаризацией сознания, оно сугубо гуманистическое.

Патриотизм ведь нужно рассматривать с разных позиций. Скажем, социально-педагогический патриотизм – это передача опыта защиты Родины от одного поколения к другому. Стремление работать на благо общества. С эмоционально-психологической позиции – это воспитанное чувство любви к родному дому, краю, к своей семье и своей Родине. И так далее. Словом, однозначной трактовки понятия «патриотизм» нет.

Опыт поколений

– Вот вы сказали о передаче опыта от поколения к поколению. К сожалению, от нас уходит поколение фронтовиков, обладающее ни с чем не сравнимым опытом защиты Родины. Кто должен перенять эстафету?

– Дети войны и дети Победы. Для меня дети войны – это те, кто видели войну своими глазами, над чьей головой летали вражеские самолёты, рядом с кем рвались бомбы. У них война на всю жизнь останется в памяти как то, чего не может быть страшнее ничего в жизни. Это страх у них на генетическом уровне остался.

А дети Победы, к которым и я отношусь, войну «вживую» не видели, но знали о ней, видели её последствия: беженцев, умирающих воинов в госпиталях… Знаете, что характерно для нашего поколения? Мы всегда верили, что Победа будет за нами. И пытались по мере сил внести в неё свой вклад. Помню, уже в сентябре я создал тимуровский отряд в Свердловске. Мы ходили по квартирам и просили «что-нибудь» для раненых воинов в госпиталях. Нам давали очень щедро, но мы никогда не позволяли себе что-то съесть. Ни конфетки! Притом, что многие голодали. Мы всё приносили в госпиталь №1707 и №1709 для тяжелораненых. Мы жили, учились по законам военного времени. Я это к тому рассказываю, что есть кому сохранять традицию передачи опыта. И будет всегда, было бы желание. Помню, когда меня назначили директором школы №65, я на первом же педсовете сказал: «Мы будем ставить памятник Герою Советского Союза Борису Опрокидневу». И всей школой мы это сделали – ребята сами зарабатывали на памятник деньги. Потом создали музей, открыли мемориальную доску… Вот это один из примеров военно-патриотического воспитания.

– Август Соломонович, потянут ли сегодняшние учителя эту нелёгкую ношу воспитания?

– Сегодня очень важно поддержать процесс передачи идеологии Победы новому, молодому поколению. Воспитать нравственный иммунитет, чтобы не извратить сознание наших детей. Это задача нашего поколения. И педагогов. Но! Трагедия сегодняшнего дня – образовательный процесс превращён в производство отчётно-бумажных материалов. Голова кругом идёт, сколько отчётов должен готовить учитель, вместо того чтобы заниматься детьми, вместо того чтобы совершенствоваться, как творец.

Кроме того, сегодня нередко в школу попадают случайные люди, не по призванию. Помните в фильме «Учитель» главный герой поехал работать в село. Мужики его спрашивают: «Ты что будешь делать?». – «Детей учить». – «Оно, конечно, если мужик ни на что не годен, можно и в учителя». По такому принципу, увы, нередко и попадают в школу педагоги. Это же печально, что только 10-12% выпускников педагогического университета идут в школу. Вот над чем надо задуматься сегодня, чтобы завтра не сокрушаться по поводу вопиющих фактов, вроде того, с которого мы начали нашу беседу.

*16-летний подросток из Астрахани выступил в социальных сетях с одобрением вторжения фашистов в Польшу в 1939 году.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах